|
К. В. Симонов предлагает при моделировании политических процессов пользоваться только «видимыми» (в отличие от умозрительных) моделями, которые он делит на три основных класса: физические, математические и аналоговые. Первые два, по его мнению, крайне редко находят свое применение в политологии в силу больших трудностей, с которыми сталкивается исследователь, пытаясь формализовать политические процессы. Поэтому политические модели в большинстве случаев являются моделями аналоговыми. Они представляют исследуемый объект видимым аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Наиболее распространенной формой аналоговых моделей являются организационные схемы каких-либо политических структур (например, формы правления, администрации президента и т. п.). Данные схемы способствуют существенному облегчению понимания принципов организации и функционирования политических субъектов, показывая их внутреннюю структуру. К этому же типу моделей относятся и различные графики, позволяющие представить политические процессы в упрощенном виде и проанализировать их. 536 Глава 26. Политическое моделирование и прогнозирование Примеры политического моделирования Остановимся на некоторых вариантах моделирования политических явлений и процессов, чаще других используемых политическими аналитиками. Сценарное моделирование. Этот вид моделирования характерен для построения прогностических моделей, описывающих возможные будущие состояния анализируемых объектов. Согласно приведенной выше классификации, такого рода модели могут быть отнесены к содержательным моделям, поскольку при их построении используется, как правило, естественный язык. Один из авторов метода сценариев Г. Кан определяет сценарий как относительную картину предполагаемого развития событий, создаваемую с целью сосредоточить внимание на причинно-следственных связях и на тех моментах развития, которые требуют решения. Сценарий должен последовательно ответить на вопросы: как именно, шаг за шагом, может возникнуть та или иная гипотетическая ситуация; какие альтернативы решений существуют на каждом этапе события для того, чтобы повлиять на данный процесс. Сценарное моделирование широко используется при планировании деятельности правительства, решении проблем безопасности, предотвращения возможных угроз и т. д. Специалисты выделяют три важнейшие стороны метода сценариев: во-первых, его четко определенную направленность, позволяющую концентрировать усилия на решении конкретных проблем и обеспечивать высокую точность планирования работы; во-вторых, метод сценариев позволяет довольно легко определять политические приоритеты, важность тех или иных стоящих перед обществом и государством проблем; в-третьих, динамическая природа сценария четко определяет последовательность действий и их временные рамки. Недостатком метода являются психологические ожидания специалистов по планированию. События не всегда развиваются в соответствии с этими ожиданиями. Однако же после разработки сценария у разработчиков появляется нежелание пересматривать их основные компоненты. В результате многие положения сценария начинают восприниматься как данность, и он может превратиться в жесткую, «окостеневшую» схему. Кроме того, у сценариев есть тенденция к ретроспектив-ности, т. е. они скорее возрождают картины прошлого, нежели отражают новые. Тем не менее политологическая литература изобилует сценариями. Так, в качестве примера можно привести программный документ под названием «Седьмой сценарий», еще в начале 1990-х гг. подготовленный группой ученых и специалистов корпорации «Экспериментальный творческий центр» под руководством С. Е. Кургиняна, в котором рассматривались сценарии возможного развития событий в мире в случае распада СССР. Отметим, что этот документ был подготовлен накануне распада СССР, возможность такого распада в нем анализировалась, как и возможность сохранения его целостности. Однако и в последнем случае сценарии имели преимущественно пессимистический характер, невысоко оценивая перспективы развития СССР при обозначившихся к тому времени тенденциях. |
Реклама: |