|
• определение смысловых значений понятий? 10. Специалисты научно-исследовательского центра накануне выборов провели опрос студентов с целью выявить симпатии избирателей. Однако полученные ими результаты значительно разошлись с итогами выборов. Какую ошибку допустили исследователи? 11. Какие требования необходимо учитывать при построении типологии? Выберите из приведенного ниже перечня те требования, которые для этого необходимы. Типология должна: а) создаваться только на основе эмпирических фактов; б) создаваться на основе концепций, а не только эмпирических фактов; в) сочетать в себе черты эмпирического и логического порядка; г) иметь описательный характер; д) обладать чертами эмпирического характера; е) иметь объяснительный характер; ж) создаваться на основе переменных, которые научно значимы; з) учитывать максимальное количество переменных; и) описывать изучаемые объекты должны одним понятием. 12. В чем заключается различие между типологизацией и группировкой как методами анализа эмпирических данных? 13. Определите тип исследований исходя из соотношения переменных и единиц исследования. Заполните таблицу.
Раздел второй ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Глава 3 ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 3.1. Парадигмы истории политической мысли История политической мысли как один из важнейших разделов политической науки представляет собой совокупность идей, концепций, теорий о политике и «политическом», выработанных человечеством на протяжении многих тысячелетий. Предмет политики заключает в себе отношение общества и индивида. Взаимная зависимость и противопоставление усложняют и обогащают политику, а термин делают многомерным. Политическая мысль от представлений, возникших в Древнем мире во II тыс. до н. э., до стройных систем XIX в. н. э. — это фундаментальное знание, на котором возникает новая политическая наука XX в. и вне которого невозможно осмыслить путь, пройденный человечеством от первых форм государственных образований до политических систем нашего времени. В изучении истории политической мысли огромную методологическую роль играет парадигматический подход. Учение о парадигме (греч. «образец», «пример») как об эффективном методе изучения истории мысли было создано в середине XX в. американским историком науки Т. Куном. Парадигма, согласно Т. Куну, это способ мышления, принятый в научном сообществе в определенную историческую эпоху. Члены научного сообщества, за исключением мыслителей-революционеров, не вольны выбирать или менять парадигму. Парадигма — это образец, которому следуют с очевидной необходимостью все, причастные конкретному сообществу. Под политической парадигмой следует понимать способ осмысления основания, по которому человеческое сообщество делится на политические единства. Она отражает единство мышления и тех форм действительности, которые продуцируют определенность мышления. В каждую эпоху противоборство политических сил, выражающее сущностное противоречие эпохи, стремится завершиться победой и верховенством одной из сторон этого конфликта. Идеологически это интерпретируется как борьба за власть прогрессивных сил против сил реакции. В то же время историческим результатом борьбы сторон становится разрешение, снятие противоречий, структурирующих данную эпоху, и освобождение общества, как от данного типа противоречий, так и от их носителей. Сущность античной политики заключается в цивилизационно-этическом противоречии, содержанием которого является, с одной стороны, борьба полисной цивилизации на границах античного мира против варварства, несущего деспотию и рабство, с другой стороны — противостояние рождающейся личной моральной воли, принципиально не признающей тождества с общей волей, нравственностью 3.1. Парадигмы истории политической мысли 51 |
Реклама: |