|
г) процесс дифференциации политических структур. 4. Разновидность модернизации, результатами которой являются кризис модели развития и угроза общенациональной катастрофы, получила название: а) «первичной» модернизации; б) контрмодернизации; в) антимодернизации; г) тупиковой модернизации. 5. Структурные теории демократизации связывают процесс перехода к демократии с: а) экономическим ростом, изменениями в социальной структуре и культуре; б) взаимодействием гражданского общества и элит; в) деятельностью харизматических лидеров; г) волей Божьей. 6. Процедурные теории демократизации связывают процесс перехода к демократии с: а) экономическим ростом, изменениями в социальной структуре и культуре; б) взаимодействием гражданского общества и элит; в) деятельностью харизматических лидеров; г) волей Божьей. 7. С позиций теории Ф. Шмиттера «пактированный» способ перехода к демократии является результатом: а) соглашения между основными элитными группами относительно распределения власти и новых политических норм и процедур; б) активного и сильного давления общества на власть; в) свержения прежней правящей элиты в результате революции; г) инициации процесса либерализации одной из элитных групп. 8. Согласно С. Хантингтону, в том случае, если реформаторы оказываются сильнее консерваторов, а правительство в целом сильнее оппозиции, в которой решающую роль играют умеренные, переход к демократии представляет собой: а) трансформацию прежнего режима; б) замещение старого режима новым; в) замену старого режима на новый; г) формирование нового режима. 9. Консолидация демократии представляет собой: а) объединение всех демократических сил перед лицом угроз демократии; б) институционализацию демократии, т. е. окончательное формирование и утверждение демократических политических институтов, и согласие основных политических сил с результатами демократического политического процесса; в) ограничение политической конкуренции в целях сохранения демократических завоеваний; г) процесс расширения политического участия, не сопровождающийся соответствующими процессами институционализации. Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте процесс политического развития России за последние два десятилетия с точки зрения основных критериев. 448 Глава 21. Политическая модернизация Рис. 21.10. Альтернативные пути модернизации незападных обществ. Источник: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. С.107 2. С позиций либерального подхода политическая модернизация представляет собой: а) процесс становления демократической политической системы; б) процесс становления современной политической системы; в) процесс создания прочных и организованных институтов, способных эффективно решать наиболее важные для общества проблемы; г) процесс дифференциации политических структур. 3. Характеризуя процессы модернизации в незападных обществах, С. Хантингтон выделяет несколько альтернативных путей модернизации (рис. 21.10). Эти альтернативы основаны на том, что возможно и желательно для общества. Линия АО отмечает путь культурной вестернизации без технической модернизации. Прямая АЕ отмечает путь развития, сочетающий в себе и техническую модернизацию и культурную вестернизацию. Точнее — это техническая модернизация через культурную вестернизацию. Реформизм, обозначаемый прямой АС, характеризуется принятием плодов технической модернизации, но отвергает культурную вестернизацию, настаивая на сохранении культуры, исторических традиций и обычаев народа. Обобщенная альтернатива ответа на влияние Запада представлена на кривой АЕ. Первоначально вестер-низация и модернизация идут рука об руку, но по мере развития модернизация постепенно возобладает над вестер-низацией. Западные ценности постепенно вытесняются возвратом к историческим корням и истокам. Таким образом, на одних этапах модернизация поддерживает процесс вес-тернизации, а на других — инициирует возврат к традиционным ценностям. Возвращение к истокам обусловлено тем, что модернизация способствует усилению экономической, политической, военной мощи общества и государства и заставляет поверить народ в значимость своей культуры. Однако модернизация способна вызвать не только рост национальной гордости, но и ощущение отчужденности и кризис идентичности, которые могут, в свою очередь, стать источником религиозного и культурного возрождения. «Когда приходит кризис идентичности, — поясняет Хантингтон, — для людей в первую очередь имеет значение кровь и вера, религия и семья. Люди сплачиваются с теми, у кого те же корни, церковь, язык, ценности и институты, и дистанцируются от тех, у кого они другие». Большинство движений за религиозное и культурное возрождение незападных обществ принимает антизападную направленность. В этом и заключается парадокс современного миропорядка, когда, как отмечает Хантингтон, «мир становится более современным и менее западным». |
Реклама: |