|
Сам конфликтный процесс можно изобразить в виде цепочки понятий, отражающих развивающиеся противоречия: • потребность и отсутствие возможности ее удовлетворения; • осмысление противоречия; • формулирование претензий; • предъявление претензий; • инцидент; • конфликтные действия; • эскалация конфликта; • неуправляемая эскалация; • конфликтный кризис; • переговоры; Политический кризис в России 1993 г. 20.4. Управление политическим конфликтом 423 • постконфликтная ситуация; • мониторинг постконфликтной ситуации — возникновение новых потребностей и противоречий... Анализируя приведенную последовательность составляющих конфликтный процесс событий, совершенно необязательно считать, что все приведенные здесь компоненты будут обязательно включены в реальный конфликтный процесс. Конфликт, еще, собственно, не начавшись, может закончиться на стадии осмысления интересов или на стадии предъявления претензий: претензии могут быть удовлетворены сразу по их предъявлении; конфликтный кризис может закончиться ликвидацией соперника, и не будет необходимости вступать в переговоры и т. д. Важно понимать, что рассмотрение конфликта в виде представленной здесь последовательности событий позволяет проследить логику и относительную последовательность развития противоборства сторон. 20.4. Управление политическим конфликтом Теперь обратимся к рассмотрению некоторых проблем практической или прикладной конфликтологии, и в первую очередь к понятию «управление конфликтом». Под управлением конфликтом обычно понимают целенаправленное воздействие на основные параметры конфликта: на конфликтную ситуацию (генерирующую конфликтогенные факторы), на предмет и субъекты конфликта, приводящее к изменению уровня конфликтности или его разрешению. Как правило, целью управленческого воздействия на конфликт является его урегулирование или его разрешение. Следует, однако, отметить, что понятие «управление конфликтом» может рассматриваться и в аспекте провоцирования или интенсификации конфликта. Под урегулированием обычно понимают прекращение конфликта или значительное снижение его интенсивности. При этом претензии сторон друг к другу, как правило, сохраняются, часто принимая скрытую форму, или удовлетворяются частично. Разрешение конфликта предполагает его завершение, сопровождающееся обоюдным удовлетворением претензий.
После урегулирования или разрешения конфликта наступает постконфликтная ситуация. Постконфликтная ситуация, возникшая в результате урегулирования конфликта, как правило, менее стабильна, чем в случае его разрешения. Рассмотрим общие принципы управления конфликтом и типы управленческих стратегий. (Отметим, что данные принципы, как и типы управленческих стратегий, относятся не только к управлению политическими конфликтами, но и практически к большинству социальных конфликтов.) Прежде всего это институциализация конфликта — установление норм и процедур регулирования конфликта. Она включает: • прекращение насилия; • сокращение участников; • принятие сторонами определенных правил разрешения конфликта; • принятие контроля со стороны третьих лиц. 424 Глава 20. Политический конфликт Следующим принципом можно назвать легитимацию процедуры разрешения конфликта — введение обязательных норм взаимодействия конфликтующих сторон. Редукция конфликта, т. е. его последовательное ослабление в результате перевода на более мягкий тип противоборства, также может быть рассмотрена как принцип управления конфликтом. Важную роль в управлении конфликтом, в эффективности управленческого воздействия на конфликт и конфликтную ситуацию играет управленческая стратегия. Среди типов управленческих стратегий выделяют: 1) нормативную или морально-правовую стратегию. Разрешение конфликта происходит на административно-правовой или этической основе с применением норм права и морали, с привлечением суда, арбитража; 2) реалистическую стратегию — она ориентирована на любые эффективные средства (насилие, шантаж, угрозы, торг и др.); |
Реклама: |