|
В соответствии с внешними условиями и уровнем национального самосознания населения политические силы могут выдвигать различные требования: • защиты культурной самобытности национальной диаспоры (вплоть до образования самостоятельной государственности); • расширения геополитического пространства для жизни нации или, напротив, защиты собственной территории и национального суверенитета от внешних посягательств; • создания привилегий для лиц «коренной национальности» или же интенсивного расширения интернациональных контактов. Таким образом, политические движения, стимулируемые национальными идеологиями (национализм), в одних странах могут способствовать разрешению межнациональных конфликтов, усилению культурной однородности и, стало быть, интеграции общества (Швейцария, страны Бенилюкса и т. д.). В других, создавая очаги сепаратизма и этнического гегемонизма, национализм может подрывать целостность общества и стабильность политического правления (движение басков в Испании, сербов в Боснии и т. д.). Национальные идеологии могут стать источником укрепления межгосударственных отношений в большинстве стран Западной Европы. Отстаивание национальных интересов не связывается с усилением враждебности к другим государствам, но может создавать и острые противоречия между государствами, особенно в связи с проведением политики по отношению к свои национальным землячествам на чужих территориях (например, конфликты между Боснией и Сербией, Россией и Латвией). Экстремистские идеологии провозглашают целью коренное преобразование общества и даже мира насильственными средствами. Политический экстремизм — это приверженность крайним методам, позициям, решениям, взглядам. К экстремистским направлениям в политике относятся, например, фашизм и большевизм. В первом случае речь идет об ультраправом экстремизме, во втором — об ультралевом. Какие группы в обществе могут быть носителями экстремистских настроений, порождающих соответствующие политические идеи? 1. Социальные силы, которым «нечего терять»: реакционная правящая группа, утрачивающая власть и не останавливающаяся поэтому перед крайними методами; деклассированные слои населения, которым близок и понятен лозунг «грабь награбленное», а также маргиналы. Marginality (лат.) означает «погра- Темы докладов и рефератов 333 ничность». Речь идет о таких слоях общества, представители которых в результате неблагоприятных исторических условий утратили привычное им стабильное место в социальной структуре. Это люди, «выбитые» из своей «ячейки» в обществе и не нашедшие другой. 2. Социальные группы, еще не осознавшие своих подлинных социальных интересов («класс в себе»). Можно вспомнить, какие социальные силы и почему поддержали в свое время политических экстремистов в России (1917), Китае (1949), Кампучии (1975), на Кубе (1958-1959) и т. д. В современном мире экстремистские идеологии продолжают существовать и, более того, играют значительную роль в жизни миллионов людей. Например, большую угрозу человечеству представляют исламские фанатики-фундаменталисты, в том числе «братья-мусульмане» на Ближнем Востоке, движение «Талибан» в Афганистане. Речь идет о неблагополучных регионах мира, где сохраняются массовая бедность и социальная нестабильность. Противостояние политическому экстремизму — одна из серьезных проблем глобального масштаба. Естественно, ни разнообразие национальных идеологий, ни перечисленные выше идейные течения не исчерпывают всего духовного богатства политической жизни современного мира. Обустроить политический универсум на собственных принципах, повлиять на умонастроения людей стремятся доктрины, строящие свои требования на основании религиозных постулатов и ценностей. Среди них важнейшая роль принадлежит христианско-демократической идеологии, увязывающей ценности и идеалы христианской картины мира с моральными и общедемократическими требованиями к организации власти, государства и общества. Большую роль в политической жизни азиатских и африканских стран играют политические идеологии, которые исповедуют фундаменталистские воззрения: ортодоксальный иудаизм, сикхизм, исламский фундаментализм и др. |
Реклама: |