|
Попытайтесь объяснить приведенные результаты исследований. 14. В 2002 г. К. Доулей и Б. Силвер опубликовали результаты исследований, проведенных в посткоммунистических странах. Ученые установили, что в этих государствах отсутствует значимая связь между социальным капиталом1 и ориентациями на поддержку демократии. Однако была подтверждена взаимосвязь уровня межличностного доверия и уровня поддержки демократии, демократических институтов и деятельности прави- 1 Социальный капитал — ресурсы, доступ к которым открывается через общественные связи. 314 Глава 15. Политическая идеология тельства. Попытайтесь объяснить полученные Доулеем и Силвером результаты исследований. 15. Р. Пэтнем в работе «Чтобы демократия сработала» связывает гражданскую культуру с «социальным капиталом», под которым он понимает сеть отношений между людьми. Эти взаимоотношения, основанные на обоюдном доверии, помогают им достигать общих целей. Исследователь приходит к выводу, что успешное экономическое развитие происходило прежде всего в тех странах, где существовали большие накопления социального капитала, т. е. там, где были развиты гражданские инициативы, участие, где индивиды проявляли высокую гражданскую активность. Какова логическая связь в концепции Пэтнема между демократией, гражданской культурой и экономическим развитием? Сравните концепцию Пэтнема с трактовкой взаимосвязи постматериальных ценностей, экономического развития и демократии Р. Инглхарта. 16. По мнению российского философа А. С. Ахиезера, особую роль в историческом развитии России сыграл манихейский миф. С позиций этого мифа реальность воспринимается как непрекращающаяся, не знающая компромиссов борьба между двумя субъектами. Этот миф может принимать различные исторические формы (истинно верующие и раскольники, православные и иноверцы, западники и почвенники, большевики и враги народа, демократы и коммунисты и т. д.). Так например, революционная мифология основывалась на манихейских представлениях о народе как носителе абсолютного добра, борющегося со злом и властью злодеев. Логика манихейского мифа требует ответа на извечный вопрос: кто виноват?, а значит, неизбежно ставит вопрос об истреблении зла, воплощенного в образе конкретных социальных групп. «Манихейство, — отмечает отечественный исследователь, — в его различных формах лежит в основе идеологического мифотворчества в России. Его влияние и громадный потенциал для идеологических конструкций создают как для демагогов и погромщиков, так и для романтических дурачков и авантюристов-политиков основу для оправдания отказа от исторически сложившейся культуры и нравственности... Это — средство превращения насилия в стержень человеческих отношений... способ поднять массы на разрушительное для общества массовое насилие, оправдать невиданные в истории массовые формы террора, уничтожения государства, геноцида народов». О какой черте российской политической культуры пишет А. С. Ахиезер? Какую роль эта черта сыграла в историческом развитии России? 17. Профессор Иерусалимского университета С. Шварц провел кросскультурные исследования ценностей. Методологической основой его подхода стало утверждение, что содержательный аспект ценностей отражается в мотивации. Согласно полученным результатам, по мере экономического развития в культуре большее распространение приобретали ценности индивидуализма и автономии, в то время как консерватизм и иерархия имели отрицательную связь с уровнем экономического развития. В конце 1990-х гг. российский ученый Н. М. Лебедева провела аналогичные исследования среди учителей и студентов. Полученные ею результаты свидетельствовали, что среди учителей были распространены такие ценности, как: мир на земле, ответственность, социальный порядок, национальная безопасность, честность, уважение старших (т. е. ценности консерватизма и равноправия). Предпочтения в группе студентов было отдано таким ценностям, как: самоуважение, независимость, достижение успеха, свобода, выбор собственных целей. Очевидны отличия ценностных предпочтений. |
Реклама: |