|
9. Какие причины способствовали возникновению тоталитаризма? Рассмотрите теории генезиса тоталитаризма X. Арендт, Ф. Хайека, С. Липсета, К. Поппера. Сравните их трактовки возникновения тоталитаризма. 10. Американский политолог Дж. Талмон ввел в политический лексикон понятие «тоталитарная демократия». Как вы думаете, что оно означает? Чем отличается либеральная демократия от тоталитарной? 11. Сравните авторитарный и тоталитарный политические режимы. В чем их сходство, чем они отличаются друг от друга? 12. Какие причины способствуют сохранению и воспроизводству авторитаризма в современном мире? Назовите экономические, социальные и политические причины воспроизводства авторитарных режимов. 13. Назовите основные разновидности авторитарных режимов. Дайте их сравнительную характеристику. 14. Р. Макридис и С. Берг к собственно авторитарным режимам отнесли: тиранию, династические, военные и однопартийные режимы. Попытайтесь дать им собственную их характеристику. 15. Дж. Соренсен разделил авторитарные режимы с точки зрения характера их экономического развития. Он выделил режимы экономического развития, стимулирующие экономический рост и рост благосостояния; режимы экономического роста и режимы обогащения элиты, препятствующие экономическому развитию страны. Приведите известные вам примеры этих трех типов авторитарных режимов. 16. С. Хантингтон утверждает, что авторитарные лидеры, столкнувшись с кризисом легитимности, могут реагировать на него следующим образом: а) игнорировать углубляющийся кризис; Вопросы и задания 281 б) усиливать репрессии по отношению к противникам режима; в) обращаться к национализму и провоцировать внешние конфликты; г) проводить выборы; д) инициировать демократизацию политической системы, стремясь сохранить контроль за происходящими процессами. Рассмотрите каждый из приведенных способов реакций с точки зрения его эффективности. Способен ли он обеспечить легитимность авторитарного режима? 17. Сравните идентитарную и либеральную парадигмы демократии. Каковы их достоинства и недостатки? 18. Наиболее часто встречающейся ошибкой в определении демократии является сведение ее только к выборам — «электорализм». Постарайтесь исправить эту ошибку и назовите дополнительные необходимые признаки демократии. 19. Каким образом общество может избежать «парадокса свободы», заключающегося в возможности людей отказаться от законов и самой свободы в пользу тирана? 20. Почему античную демократию часто называли «диктатурой большинства»? Сформулируйте условия, препятствующие превращению в деспотизм большинства демократий. 21. Охарактеризуйте эволюцию основных институтов демократии. 22. Английский философ К. Поппер предложил новый подход к проблеме организации политической власти. Вместо традиционного вопроса: «Кто должен править?» необходимо задаться другим вопросом: «Как нам организовать политические учреждения, чтобы плохие и некомпетентные правители не нанесли слишком большого урона?» Объясните, чем отличается первый подход от второго? 23. Немецкие политологи В. Меркель и А. Круассан полагают, что демократия должна отвечать на три вопроса: «Кто правит?», «Как правит?» и, наконец, «Кто, когда и в какой форме обладает правом принятия указов и установления границ правления?» Чем отличается подход немецких политологов от позиции английского философа К. Поппе-ра? Как бы вы ответили на три фундаментальных вопроса демократии? 24. Совместима ли демократия со справедливостью? Ф. Хайек полагает, что «попытка осуществить социальную справедливость несовместима с обществом свободных людей». Отечественный политолог Б. Г. Капустин полагает, что справедливость заключается в соизмеримости равенства и свободы. Некоторые политологи отождествляют демократический процесс со справедливостью. А как думаете вы? Сформулируйте свою точку зрения на решение этой проблемы. |
Реклама: |