|
Збигнев Бжезинский, американский геополитик Р. 5. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 5 января 2003 года, 68% россиян сожалеют о распаде СССР. 75% опрошенных полагают, что Советский Союз способствовал экономическому и культурному развитию народов, и, наконец, 59% думают, ЧТО РАСПАД СССР НЕ БЫЛ НЕИЗБЕЖНЫМ. ГЛАВА 13 ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА СМИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА СсМИ представляют собой учреждения, создаваемые для сбора, обработки, анализа информации и ее доведения с помощью специальных технических средств до различных социальных групп. Американский исследователь Г. Лассуэлл выделил четыре основные функции средств массовой информации: — наблюдение за миром (сбор и распространение информации); — «редактирование» (отбор и комментирование информации); — формирование общественного мнения; — распространение культуры. Принципы привлечения внимания публики со стороны СМИ: 1. Приоритетность и привлекательность темы для народа. 2. Неординарность фактов (склонность СМИ к негативной и сенсационной информации). 3. Новизна фактов. Общественное мнение трудно объяснить без учета психических состояний людей. Основой психологического подхода к анализу общественного мнения являются работы Г. Лебона, Г. Тарда, В. Бехтерева, З. Фрейда, Ч. Кули, А. Лоуэлла, У. Липпмана, Л. Ферстингера, Э. Фромма, Б. Ананьева, В. Ядова. 206 информационная война и геополитика Характерно, что первый опрос общественного мнения в ходе избирательной кампании был проведен еще в 1824 году (США). Однако научно обоснованные опросы связывают лишь с президентскими выборами 1936 года и созданием Американского института общественного мнения. Переизбранный в тот год на второй срок Франклин Д. Рузвельт был первым президентом, к которому стали регулярно поступать результаты проводимых в стране опросов. Руководство США использует институт опросов прежде всего для поиска путей совершенствования системы социального контроля: опросы призваны помочь обнаружению сфер и масштабов недовольства, способствовать корректировке и воздействию на американское массовое сознание. Этому служат все виды опросов, особенно закрытые, то есть результаты которых известны только заказчикам. В современной обстановке очень важно изучать и учитывать психические состояния, политические настроения народных масс. Исследования общественного мнения дают возможность учитывать не только лежащие на поверхности, но и скрытые психологические тенденции политических процессов, а соответственно этому и избирать такие мероприятия, которые были бы адекватны возникшей ситуации. Исследователь в области СМИ англичанин Дж. Брайс в конце прошлого века выпустил книгу «Американская республика», в которой раскрыл механизмы воздействия на общественное мнение в США. Вначале конструируется «множественность мнения» с помощью фактов или рассказа, чтобы возбудить в человеческой душе такое чувство, которое само собой изливается из уст, создавая впечатление, что об избранном факте говорят все. На втором этапе газеты (и вечерние и утренние) высказывают уже более определенное мнение о событии, снабжая его «ожидаемыми результатами», и тем самым «мнения заурядных граждан начинают сгущаться в твердую массу». На третьем этапе — в прениях и спорах — отбрасываются ненужные аргументы в пользу одного определенного и неизменного решения. ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЕОПОЛИТИКА 207 Четвертый этап — внедрение факта или оценки события, которые выдаются за «сложившееся убеждение» в виде «склонности людей к единодушию» в интересах рядовых граждан. Весь процесс обработки общественного мнения сравнивался с действием катка по дороге, когда «угловатости придавливаются и дорога становится гладкой и даже приобретает однообразный вид». Политика целенаправленного воздействия на общественное мнение предполагает знание настроений широких народных масс, знание реального положения вещей. Отсюда, с одной стороны, информационно-психологическое воздействие по всем возможным каналам, а с другой — тщательное изучение общественного мнения. |
Реклама: |