|
* * * В российской эмиграции 20—30 годах XX века появилось новое геополитическое течение — ЕВРАЗИЙСТВО. Впервые оно заявило о себе выходом сборника «ИСХОД К ВОСТОКУ» (София, 1921). Его авторами и инициаторами были П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Фло-ровский, П.П. Сувчинский. В разработке идеологии ЕВРАЗИЙСТВА активно участвовали также Н.Н. Алексеев, Г.В. Вернадский, Л.П. Карсавин. В трактовке идеологов ЕВРАЗИЙСТВА Россия-Русь — особая страна, органически соединяющая в себе элементы Востока и Запада, срединный материк между Европой и Азией (Евразия) и особый тип культуры. 106 информационная война и геополитика Николай Сергеевич Трубецкой родился 16 апреля 1890 года в Москве в аристократической семье философа Сергея Николаевича Трубецкого (1862—1907). В 1908 году он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, посещая занятия по циклу философско-психологического отделения и затем по отделению западноевропейских литератур. В 1912 году Трубецкой закончил первый выпуск отделения сравнительного языковедения и был оставлен на университетской кафедре. Вскоре он стал преподавать в Москве и Ростове. В 1920 году Трубецкой эмигрировал в Болгарию, где получил звание профессора сравнительного языкознания на историко-филологическом факультете Софийского университета. Впоследствии Трубецкой стал профессором славистики Венского университета. Началом евразийства считают книгу Н. С. Трубецкого «Европа и человечество», вышедшую в Софии в 1920 году. Центр этого движения был сначала в Берлине, затем переместился в Париж. Это «культурно-историософическое» движение было создано в среде русской интеллигенции, эмигрировавшей в Европу после 1917 года. Работа Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» была задумана как часть трилогии «Оправдание национализма» и первоначально должна была носить имя «Об эгоцентризме». Кроме этого были написаны статьи «К проблеме русского самопознания», «Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока», «Вавилонская башня и смешение языков», «Мы и другие», «О государственном строе и форме правления» и др. Труды Н.С. Трубецкого, как и других деятелей движения, были посвящены русскому национальному вопросу и имели большое значения для движения, так как ученый-филолог на материале, предоставляемом языком и литературой, мог определять структурные и функциональные особенности культуры, ее развития. Н. С. Трубецкой, обращаясь к истории русского литературного языка в контексте обращения ко всей русской истории и культуре, сделал вывод, что только этот язык посредством церковнославянского языка стал преемником общеславянской литературно-языковой традиции. глава 7. русская геополитика 107 Основным положением культурологических работ Н. С. Трубецкого стал вопрос о самобытности «симфонической личности», под которой понимается народ, группы народов, а также об образовании из мелких «симфонических личностей» определенной иерархии, парадигмы. В этой иерархии вводятся понятия «этажей» культуры: «верхнего», «нижнего», «среднего», что имело значение для общей типологии культур, в частности славянских. В статье «Общеевразийский национализм» Н. С. Трубецкой выделяет составляющие элементы национализма: централистические (утверждение единства этнической единицы) и сепаратистические (утверждение своеобразия этнической единицы). Чтобы национализм не вырождался в сепаратизм, этнические единицы должны комбинироваться, «входить» друг в друга, составляя таким образом названную иерархию «симфонических личностей». В период с 1933 по 1937 год Н. С. Трубецким в предчувствии угрозы, таящейся в германском расизме, были написаны четыре статьи: «Мысли об автаркии», «О расизме», «Об идее-правительнице идеократического государства», «Упадок творчества»; в это же время на квартире Н. С. Трубецкого начались обыски, вызвавшие инфаркт и раннюю смерть. Скончался ученый 25 июля 1938 года в Вене. |
Реклама: |