|
В политологии выявлены модели и механизмы идеологических построений. Это, прежде всего: — конденсация, означающая трансформацию представленийобыденного сознания, преобразование явлений массового сознания, их кристаллизацию в идеологические схемы и системы; — интеграция, или конвергенция, когда новая идеологическаяконструкция образуется путем синтеза элементов уже имеющихсяидеологий; — дезинтеграция или дивергенция: новая идеология формируется в процессе расщепления уже существующей идеологии, еераздробления; — ревитализация, под которой подразумевается возрождениестарых идеологических схем в более или менее обновленной, модифицированной форме. Отношение общества к идеологии с тех пор, как в самом начале XIX века понятие идеологии вошло в политический и духовно-----176----- только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com культурный обиход человечества, не раз претерпевало различные метаморфозы, от проклятий в адрес идеологии со стороны Наполеона Бонапарта или трактовки ее как ложного сознания ранним К. Марксом до воспевания «идеологического фактора» как цементирующего элемента советского общества — идеократической социально-политической системы. В 60-х годах XX века возникла концепция деидеологизацш, авторы которой (Р. Арон, Д. Белл) объявили наступление эры «конца идеологии». По мнению авторов этой концепции, в современном мире бесперспективная идеология уступает место безыдеологической социологии, социальной технологии. Две группы причин объясняют эрозию идеологии во второй половине XX века. Первая заключена в самой идеологии как духовном образовании, неотделима от ее природы, имманентна ее сущности. Всякая идеология одновременно и релятивна, и догматична. Она всегда имеет субъективный и иррациональный характер. Идеология — миф, границы действенности которого всецело определяются социальным интересом ее субъекта. Идеология изначально обременена такими пороками, как социоцентризм (ориентация не на отдельную личность, а на социальную общность), консерватизм (является способом апологетики существующих социальных систем и политических режимов), иллюзионизм (любая идеологическая конструкция фальсифицирует реальную картину действительности, выдает желаемое за действительное). Однако лишь в наше время, утверждали сторонники концепции, эти особенности идеологии, всегда присущие ей, стали работать на ее разрушение, что объясняется той ситуацией, которая сложилась в мире после Второй мировой войны.
Ко второй группе факторов уменьшения роли идеологии в жизни общества, а затем и ее неизбежной смерти авторы относили такие, как рост жизненного уровня людей, благодаря процветающей экономике зоны развитых стран капитализма; демократизацию политической жизни, делающей ненужной идеологию как способ апологетики тоталитарных систем и режимов с их культом вождей и др. Оказав значительное влияние на умонастроение различных социальных групп, в особенности интеллигенции, концепция деи------177----- только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com деологизации вскоре получила противовес в виде теории реидеологизации, обосновавшей жизненную необходимость идеологии как определенного духовного ориентира во взаимоотношениях социальных групп и сообществ, политических партий и движений, наконец, государств. Идеология, будучи специфическим духовным образованием, выполняет важные общественные функции: — оценочно-нормативную, которая заключается в выработке отношения как отдельных людей, так и целых социальных группк действительности через систему ценностей, на которые они ориентируются в своей деятельности; — интегративно-коммуникативную, т. е. функцию объединения людей в социальные общности путем обоснования их социальных интересов, требующих такого объединения; — прогностическую или функцию целеполагания и программирования; — управленческую, т. е. функцию теоретической основы практического управления социальными процессами, деятельностьюсубъекта идеологии, жизнью всего общества. |
Реклама: |