!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Однако при всех различиях альтернативных концепций государства, возникших в христианской литературе, важно подчеркнуть, что церковь в них выступила институтом социальной регуляции власти. Альтернативные модели власти (верховенство церковной власти, симфония двух властей и др.) в лице церкви получили механизм воздействия на власть в духе того или иного идеала. Таким

34См.: Булгаков С. Православие и государство // Православие: Очерки учения православной церкви. М., 1991. С. 333.

-----27-----

только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com

образом, в историческом плане церковь впервые выступила институтом регуляции власти, находящимся вне власти. И шаг, который затем сделал Макиавелли35, был уже предуготовлен ранее религиозными мыслителями, которые выделяли мир (мирские дела) и два учреждения в нем: церковную и королевскую власть. Так государство и общество стали рассматриваться как отдельные институты. Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения. Работы: «Государь», «Размышления о первой декаде Тита Ливия» и др.

Во взглядах на политику и власть активно проводил антитеократические идеи. Политика и власть зависят не от божественного предопределения, как это утверждали средневековые мыслители, а от земных условий, среди которых Макиавелли выделял так называемые «фортуну» и «доблесть». В контексте размышлений автора под фортуной имеется в виду совокупность объективных условий, в которых правит государь, под доблестью — личные способности и таланты государя (субъективный фактор) в решении политических задач.

Макиавелли отделяет сферу политику и власти от морали и религии, провозглашая первые автономной системой ценностей. Тем самым он открыл путь рассмотрения политики и власти как самостоятельной области человеческой деятельности и отдельного объекта научного анализа. И этот путь исследования политики оказался плодотворным. Однако при абсолютизации такого метода рассмотрения политики утрачивается полнота общественных связей, разрывается целостность социокультурной ткани, обедняется и искажается само понимание сути политики.

Макиавелли вводит в научный оборот понятие «государство» (stato — от латинского status «состояние») для обозначения политически организованного общества, для которого главным является вопрос о приобретении и удержании политической власти. До

35 Общим местом стало в научной литературе утверждение о том, что Макиавелли отделил власть от религии, утвердил государство как автономную систему ценностей (См.: Политическая энциклопедия: В 2 т. М., 1999. Т. 1.С. 648). Если и представлять эту точку зрения справедливой, то только с учетом того, что ранее сделали религиозные мыслители в деле дифференциации власти церкви и власти князя.

-—28-—

только для ознакомления PDF-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com

Макиавелли для обозначения государства, как указывает известный современный исследователь творческого наследия итальянского мыслителя Е. И. Темнов, в литературе широко использовались понятия царство, империя, республика, монархия, тирания, полис, цивитас, принципат, доминат, деспотия, султанат и др.36 Однако после работ Макиавелли во многих европейских языках утвердилось используемое им латинское «stato» (staat — в немецком, state — в английском, etat — в французском, estado — в испанском, stato — в итальянском).

Макиавелли считал изменение соотношения сил между народом и знатью одной из основных причин политической динамики. В стабильных условиях, считал он, предпочтительно республиканское правление, для осуществления же важных преобразований или преодоления хаоса необходима монархия.

3. Политические идеи Нового времени

В Новое время усилиями выдающихся европейских мыслителей разрабатывались такие политологические идеи и доктрины, как «договорная теория происхождения государства», концепция «естественных и неотъемлемых прав человека», теории «народного суверенитета», «разделения властей», «гражданского общества» «правового государства», концепция «социально-классовой природы государства» и др. В этот период были сформулированы основы политических идеологий: этатизма, либерализма, демократии, консерватизма, социализма.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz