!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

23 Гусейнов А. А. Великие моралисты. М, 1995. С. 40.

24 Древнекитайская философия: Собр. текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 142143.

-----19-----

только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com

рых был связан с установлением строгих законов, системы поощрений и наказаний25.

Появление разных образов власти так или иначе приводило в движение механизм взаимодействия власти и образов власти. Власть сама могла или была вынуждена в той или иной мере склоняться к опоре на определенный образ власти. «Правителю, принявшему концепцию Конфуция, вольно или невольно приходилось взваливать на себя и бремя обязанностей благородного мужа». Но и разработчики того или иного идеала власти могли способствовать практической реализации своей концепции власти. Конфуций, как известно, в деле претворения своих идей возлагал большие надежды на сановников, изучавших его теорию. Он отводил им роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов «ли».

Современные исследователи китайской истории и культуры делают следующий вывод: идеологи двух школ (конфуцианской и легистской) «оказали решающее влияние на формирование теории государства и права, теории, на основании которой строилась вся практика государственного управления страной вплоть до XX в.»26.

Таким образом, рационализация различных представлений об устройстве власти, формирование их как культурных смыслов оказались важным и необходимым началом социальной регуляции власти. На наш взгляд, прав современный французский социолог политики П. Бурдье, подчеркивая, что место исследователя в поле политики заключается в том, чтобы «не оставлять область производства политического продукта на одних лишь политиков,

25 См., напр.: Книга правителя области Шан. М., 1993. Шан Ян (390-338) — крупный государственный деятель, правитель области Шан и реформатор древнего Китая Гунсунь Ян, известный в истории под именем Шан Яна. Традиция приписывает ему авторство широко известного трактата под названием «Книга правителя области Шан». Трактат отражает основные положения древнекитайской школы фацзя — «законников». (Термин «фа» в древнекитайских трактатах выступал в значении «модель», «образец», «закон»).

26 Переломов Л. С. [Вступит, статья] // Книга правителя области Шан. М., 1993. С. 59.

-—20-—

только для ознакомления РРР-версия специально для mirknig.com от moimirknig.com

чтобы предотвратить доминирование политиков и их точек зрения»27. Следует отметить, что в историческом плане исследователи политики как раз и закладывали основы альтернативного осмысления власти, лишали саму власть (ее обладателей) монополии на производство и распространение политических представлений и мнений и тем самым делали необходимый шаг формирования системы социокультурной регуляции власти.

Наивысшего развития в Древнем мире политическая мысль достигла в Греции. Платон (427-347 гг. до н. э.) — выдающийся древнегреческий философ и политический мыслитель. Родился в очень знатной семье. Отец Платона происходил из царского рода Кодридов, мать — из дома афинского реформатора Солона. С малых лет Платона окружали талантливые, образованные люди, остроумные собеседники, обсуждавшие государственные дела, живо интересовавшиеся философскими вопросами. Огромную роль в жизни Платона сыграла встреча с афинским мудрецом и философом, человеком простого происхождения — Сократом. После смерти Сократа (399 г. до н. э.) Платон на длительный период покидает родину, посещает Египет, Сицилию, Южную Италию. Судьба его родины (кризис и разложение афинского общества), его знакомство с другими странами, богатая событиями жизнь — все это нашло глубочайшее осмысление и отражение в замечательных политических диалогах Платона: «Государство», «Политик», «Законы» и др. В этих работах Платон уделяет большое внимание толкованию понятий «политика» и «власть», раскрывая их как искусство соединения (плетения) всего многообразия интересов в полисе на общее благо. «Всякая власть имеет в виду благо тех, кто ей подвластен», — пишет он. Однако не найдя достаточно надежных политических механизмов выявления и утверждения общего блага, он склоняется в своих проектах идеального государства к устранению частной собственности. Частная собственность, как показывает Платон, порождает стяжательство, портит душу человека, порождает конфликты в обществе, ведет к войнам между государствами. Именно поэтому в платоновских проектах идеального государства обсуждается идея общей собственности.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz