|
Говоря, что два Рима пали,
третий стоит, а четвертому не бывать, Филофей выражал тем самым не свою
уверенность в несокрушимости Русского государства, но мысль о том, что в
случае, если и оно падет, как пали Древний Рим и Византия, другого носителя
образа "Ромейского царства" на земле не появится. Русь — последний
земной носитель идеала православного христианского государства. Если Русь
погибнет, "Ромейское царство" не умрет вместе с ним — идеалы
бессмертны. Поэтому идеал православного государства будет продолжать жить,
однако стремиться к нему на земле станет уже некому. Царский титул в свете такого
представления о Русском государстве приобретает особое значение — это титул не
просто главы государства, верховного властителя, а титул
хранителя Святой Руси. Следовательно, царь начинает выступать в
русском политическом сознании в качестве носителя не только государственной
власти, но и устоев всего общества — его социально-политической организации и
официальной идеологии. Коротко эту мысль можно выразить
формулой: без царя нет Святой Руси, без Святой Руси нет царя. Как известно, название
"царь" употреблялось еще в литературе Киевской Руси применительно к
таким русским князьям, как Владимир Святой, Владимир Мономах, Андрей
Боголюбский. В это название тогда не вкладывался какой-то особый смысл, оно
использовалось, скорее всего, по аналогии с библейскими текстами, в которых
наиболее авторитетные властители именуются царями. Подобным же образом и в
литературных произведениях Киевской Руси слово "царь" призвано было
лишь оттенить особые заслуги указанных русских великих князей в распространении
и охранении христианской веры. Поэтому употребление его было эпизодическим. Первым из русских великих
князей, наименование которого царем стало носить постоянный характер, был
Василий II (Темный), правивший в Московском государстве в 1425—1462 гг. И это
произошло не случайно. Именно при Василии II Московия прекратила выплату дани татаро-монгольским ханам (в 1451 г.),
т.е. стала по отношению к Золотой Орде в фактически независимое положение.
Закономерно в этом плане и наименование царем Дмитрия Донского — победителя
татаро-монголов на Куликовом поле. Вошедший в Воскресенскую летопись рассказ о
его жизни, написанный в конце XIV в., называется "О житии и о преставлении
царя Рускаго, великого князя Дмитриа Ивановича". Эти факты
свидетельствуют, что царский титул стал пониматься в Московии как обозначение
не зависимого ни от каких других земных властителей государя. В этом смысле он
по существу слился с титулом "самодержец", т.е. того, кт,о сам,
самостоятельно держит государство. В течение XVI в. это
значение титула "царь" как титула, указывающего на независимость его
носителя от какого-либо земного владыки, еще более упрочилось в русском
политико-правовом сознании. Появилось даже словосочетание "вольное царское
самодержство". Последнее противопоставлялось "убогим королевствам"
европейских стран, где государи не "коренные", не
"вотчинные", как на Руси, а "посаженные" и, следовательно,
не "вольные". Политическая и правовая
идеология Московии отражала состояние крепнущего в своих материальных и
духовных силах, растущего в своих территориальных размерах гордого и
независимого государства. Это государство уже вполне
осознавало свои великие возможности и перспективы. И соответственно проявляло
стремление утвердиться в качестве не только европейской или азиатской, но и
мировой державы. В официальной идеологии Московии это стремление ярче всего
выразилось в изменении содержания легенды о начале княжения на Руси династии
Рюрика. Как известно, легенда эта
была создана в Киеве в первые годы правления Владимира Мономаха. Она
повествовала о начале Русского государства. Согласно ей в лето 6370 (в 862 г.
Христовой эры) славянские племена, селившиеся на северо-востоке Европы, устав
от междоусобиц, решили призвать к себе на правление князя из варягов, руси. И
обратились к варяжскому князю Рюрику и его братьям: "Земля наша велика и
обилна, а наряда в ней нѣтъ. Да поидѣте княжить и володѣти нами". Рюрик пришел
и сел княжить в Новгороде, два его брата — в других местах.Так основалась
династия русских князей, правивших сначала в Киевской Руси, а затем и в
Московии. |
Реклама: |