|
§ 4. Многообразие политико-правовых доктринИстория политических и
правовых учений развивается неравномерно. В истории каждой страны или группы
стран были эпохи, когда одна за другой возникали новые политические и правовые
доктрины, любая из которых отличалась от остальных содержанием и выводами. Эти
эпохи сменялись периодами апатии, потери интереса к политико-правовой
идеологии, воспроизведением и повторением давно известных идей. Основной причиной развития
политико-правовой идеологии являются исторически возникающая острота проблем
государства и права, повышенный интерес общества к этим проблемам и, главное,
соревнование ряда общественно-политических идеалов, выражающих интересы и цели
различных социальных групп. Государственно-организованное общество неоднородно;
в нем всегда есть приверженцы и противники существующего права и государства,
сторонники их изменения или сохранения. Соревнование, борьба этих групп создают
тот комплекс разнообразных политико-правовых взглядов, идей, настроений,
который является питательной почвой для теоретических обобщений, формирования
политических и правовых доктрин. При этом существование и противостояние ряда
политических и правовых доктрин не всегда обусловлены противоречиями
общественно-политических идеалов, на которые они ориентированы. Нередко
дискуссии по проблемам государства и права ведутся между идеологами одной и той
же группы по той причине, что каждый из них современную им
государственно-правовую реальность видит по-разному и строит свою теорию на
отличной от других методологии. Политические и правовые
учения всегда сложнее и многообразнее, чем современная им
государственно-правовая действительность. В них отражается опыт прошлого и
делается попытка предсказать будущее, учения разнообразны по
программно-оценочному содержанию и решению теоретических вопросов права и
государства, неодинаково связаны с философией, религией, этикой, другими
формами общественного сознания и, наконец, зависят от познаний и склада ума
создающих их теоретиков. Поэтому государство и право едины, а политико-правовых
доктрин может быть много, причем между ними ведется порой ожесточенная
полемика. В большой части исторических
обществ существовали несколько
противостоящих политико-правовых доктрин и соревнование между
ними. Однако было немало периодов и эпох, когда в истории политических и
правовых учений наступали спад, перерыв, застой, когда не создавалось новых
доктрин, идей о праве, государстве, политике. Нередко это было обусловлено
объективными причинами. Общественный интерес к
политико-правовой идеологии порой падал из-за монотонности, однообразия
государственно-правовой действительности либо полного отчуждения государства от
общества и общественных интересов. Стимулы к теоретической разработке
политико-правовых идеалов исчезали, например, в периоды упадка античных
цивилизаций, когда бесконечная и бессмысленная борьба за власть диадохов и
эпигонов после распада империи Александра Македонского не давала пищу ни уму,
ни сердцу историков и теоретиков, либо в эпоху позднего Рима, когда
преторианские перевороты и частая смена императоров никак не затрагивали
интересы многомиллионного населения империи. В такие периоды истории центр
внимания общественной мысли закономерно уходил от политики и права к этике или
к религии. Объективной причиной спада
интереса и внимания теоретиков и философов к проблемам государства и права было
также оттеснение этих проблем другими, которые считались более важными. Так
было в странах, где государство и право считались чем-то второстепенным по
отношению к религии и церкви, и только в этом качестве, как нечто
второстепенное, они оценивались и изучались. Особой причиной однообразия
политико-правовой идеологии в ряде стран и эпох было насильственное насаждение
официальной политической идеологии и искоренение всех иных. Существование и
распространение одной политической доктрины и преследование инакомыслия
свойственны кастовым, деспотическим, тоталитарным обществам и государствам. Эта
доктрина носит апологетический характер, ее программная часть ориентирована на
сохранение существующего общественно-политического строя и пронизана мотивами
социальной мифологии, обещает "царство божие" на небе или создание
общества всеобщего благоденствия на земле. Как правило, содержание таких
доктрин основано на вере, а не на системе логических доказательств. Оно выражено
не столько в понятиях, отражающих общественно-политическую действительность,
сколько в терминах-символах, призванных обосновать неизменность устоев
существующих общества, государства и права. |
Реклама: |