|
Право в теории Соловьева
определяется нравственностью. Обусловленность права нравственностью выражается
в том, считал ученый, что всегда и везде ставится требование, чтобы закон был
справедливым. Вместе с тем различные интересы и требования людей могут
разграничиваться не только на юридических основаниях. "Если разбойники в
лесу, ограбив путешественников, оставят им жизнь, а себе возьмут только их
имущество, то это, несомненно, будет разграничение интересов, — писал Соловьев,
споря со сторонниками социологического направления. — Но видеть здесь
что-нибудь общее с правом можно разве только в том смысле, в котором всякое
насилие есть выражение права — кулачного или права силы". Право, согласно концепции
Соловьева, определяется общей и постоянной нормой справедливости. Поэтому,
утверждал он, вместе с юридической квалификацией интересов и требований
одновременно происходит и их оценка. Если рассматривать нравственность как
оценку интересов, то право, отмечал Соловьев, должно входить в область
нравственности. На этом основании он выступал против учения Иеринга и других
социологов права, утверждавших, что право — разграничение, а нравственность —
оценка интересов. Соловьев был приверженцем
концепции "возрожденного" естественного права. Он считал, что нельзя
оценивать какой-либо факт правовой области, не руководствуясь при этом общей
идеей права, которая наполняется различным содержанием. С изменением условий
времени и места законы, замечал Соловьев, "из разумных становятся бессмысленными,
из благотворительных — вредными". Именно поэтому критерий отличия права от
неправа заключается, по его убеждению, в объективном принципе — требовании
реализации. Сущностью права Соловьев
признавал "исторически-подвижное определение необходимого принудительного
равновесия двух нравственных интересов — личной свободы и общего блага",
где право — область внешняя, а интерес личности — область частная. "Общее
благо" должно общим пределом ограничивать частные интересы, но оно не может
их упразднять. Поэтому он выступал против смертной казни и пожизненного
заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права. Соловьев в своем учении
различал понятие сущности права (идею права) и позитивное право (закон). Закон
— это "определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение
личной свободы требованиями общего блага", к признакам которого он
относил: 1) публичность, 2) конкретность, 3) реальную применимость. Право должно быть
обеспечено, следовательно, необходимо иметь достаточно силы для реализации
правовых норм, рассуждал Соловьев. Такой силой он признавал государственную
власть, содержание которой определяется деятельностью законодательной власти —
власти издавать обязательные для всех законы, судебной властью — властью судить
в соответствии с этими общими законами о частных делах, исполнительной властью
— властью принуждать всех и каждого к исполнению законов. Соловьев выступал против
принципа разделения властей как "системы сдержек и противовесов". Он
утверждал, что разобщенность и противоборство властей мешают осуществлению
единой цели — "правомерному служению общему благу". По мнению
Соловьева, власть является единым началом полновластия; судебная власть
подчиняется законодательной, а исполнительная — "заведует принудительным
исполнением законов и судебных решений" и потому производна от первых
двух. Только в государстве право
способно реально осуществляться и быть гарантированным. Поэтому Соловьев
называл государство "воплощенным правом". Вместе с тем он не разделял
концепции правового государства, считая что граница деятельности государства
лежит не в индивидуальной свободе, а в "равномерном и всеобщем характере
ограничения". Таким образом, по Соловьеву, правовым принципом,
определяющим деятельность государства, является не безусловная личная свобода,
а условная свобода, т.е. свобода в условиях равенства. |
Реклама: |