|
** Идеи Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата
настолько близки к идеям Огюста Бланки, что в 1850 г.
Маркс и Энгельс заключили с представителями Бланки в Лондоне соглашение, в
основе которого лежало признание в качестве общей цели ниспровержения власти
привилегированных классов и подчинения этих классов диктатуре пролетариата
впредь До реализации коммунизма (см.: Волгин В. П.
Французский утопический коммунизм. М., 1960. С. 346). К основным положениям
марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис — экономическая
структура общества, совокупность не зависящих от Воли людей производственных
отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти
отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На
базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка,
которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как
части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически
господствует при данной системе производства. Маркс писал, что прогрессивными
эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный
способы производства, причем буржуазные производственные отношения — последняя
антагонистическая форма общественного производства. Одна
общественно-экономическая формация сменяется другой в результате борьбы
классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно
развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с
устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной
революции происходит переворот во всей громадной надстройке. Обосновывая необходимость и
близость насильственной коммунистической революции, Маркс и Энгельс утверждали,
что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития.
Силой, способной разрешить противоречие между растущими производительными
силами и тормозящими их рост капиталистическими производственными отношениями,
они считали пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую
революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической
власти. Маркс и Энгельс всегда
придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права.
"Современная государственная власть, — писали они, — это только комитет,
управляющий общими делами всего класса буржуазии". В книге
"Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884 г.)
Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на
классы с противоположными экономическими интересами и само оно является "государством
исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу
машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса". В той же
работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности
(рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства). По учению Маркса и Энгельса,
право тоже носит классовый характер. В "Манифесте коммунистической
партии", риторически обращаясь к буржуазии, они писали: "Ваше право
есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой
определяется материальными условиями жизни вашего класса". Классовый подход к
государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетарской
коммунистической революции: "Пролетариат основывает свое господство
посредством насильственного ниспровержения буржуазии". В "Манифесте
коммунистической партии" изложена программа пролетарской революции:
"Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в
господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое
политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь
капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е.
пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро
увеличить сумму производительных сил. |
Реклама: |