|
Выход из затруднения Еллинек
находит в ссылке на социальное понятие государства и права, на господствующее
социально-психологическое воззрение: "Вся наша современная культура
основана на убеждении, что власть государства имеет свои границы, что мы — не
подчиненные безгранично всемогущей власти государственные рабы". Рассуждения Еллинека
отражают более высокий уровень конституционного развития Германской империи,
чем апелляции Иеринга к разуму правящих кругов. В том же духе Еллинек
пытался совместить юридическое понятие государства с понятиями социологии.
"Всякий шаг вперед в области культурного развития можно назвать прогрессом
идеи всечеловеческой солидарности. Зарождаясь исторически в самом тесном кругу,
солидарные интересы охватывают все более широкие социальные группы, усиливаясь
не только экстенсивно, но и интенсивно". Он готов признать, что в прошлом
существовали классовые господства, основанные на привилегированном политическом
положении части народа; но коль скоро теперь, рассуждал Еллинек, нет замкнутых
господствующих классов, государство является представителем общих интересов своего
народа. Но все же общество состоит
из различных, противоположных друг другу, борющихся социальных групп, и потому
оно не может иметь единой воли; представительное учреждение (парламент) должно
выражать единую народную волю. Как снять это противоречие? Еллинек, подобно
сторонникам юридической школы государствоведения, комментирует и одобряет
институты парламентаризма (в том числе независимость депутатов от избирателей),
но считает недостаточной чисто формальную точку зрения, теоретически
разобщающую представителей и представляемых. "В государстве с
представительной формой правления народ как единый элемент государства является
в то же время активным членом государства, коллегиальным государственным
органом". Народ, пояснял Еллинек, влияет на ход государственных дел через
избирательное право; депутат по закону не обязан отчитываться перед
избирателями, но находится под их фактическим контролем; "парламент, воля
которого совершенно расходится с народными воззрениями, не может долго
оставаться у власти". Таким образом в
парламентском, представительном правлении, по Еллинеку, снимается противоречие
между единством государства как юридической личности и социальной
разобщенностью интересов народа, образующего эту юридическую личность. Концепция Еллинека в ее программной
части служила обоснованию развития представительных учреждений парламентского
типа в Германской империи и других странах; попытки соединить правовое и
социальное понятия государства в какой-то мере предвосхищали свойственное
неолиберализму понятие правового и социального государства. § 5. Проблемы государства и права в социологии Г. СпенсераЗначительное внимание
проблемам политико-правовой теории уделялось в социологических концепциях
философских позитивистов. Наиболее видный из них — Герберт Спенсер
(1820—1903) — был очень популярен в Англии, США и ряде других стран. Основная
его работа — "Система синтетической философии" (1862—1896 гг.). Спенсер рассматривал
общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему
закону эволюции. "Эволюция есть переход от неопределенной, бессвязной
однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающий рассеяние
движения и интеграцию материи". Общество взаимодействует с окружающей
средой (природа и — или — другие общества) и испытывает на себе влияние этой
среды; в результате складывается государство: "Правительство возникает и
развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против
других обществ". Поначалу основными
обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от
внутренних врагов. На этой основе, по теории Спенсера, сложился воинственный тип социальной организации. |
Реклама: |