|
К
политическим правам Сперанский относил "участие в силах государственных:
законодательной, судной и исполнительной". Этими правами в связи с
созданием представительных учреждений могут быть наделены лишь собственники.
Те, у кого нет собственности, по образу жизни и воспитанию не имеют
способностей, необходимых для составления законов. К тому же человек без собственности
не должен участвовать в обсуждении закона о податях, которых он не платит. Если
наделить политическими правами тех, у кого нет собственности, голос их, по
числу, возьмет перевес. "Сие состояние общества называется
охлократия"*. * В источнике
явно описка: "олигархия". Не случайно на полях рукописи против этого
текста стоит знак вопроса. В результате проведения
реформ, полагал Сперанский, народ российский разделится на три класса. Дворянство будет иметь
все общие (гражданские) права, а политические права — на основании
собственности. Сверх того оно будет иметь особенное право приобретать
населенные земли и свободу от личных повинностей (но обязано пройти гражданскую
или военную службу не менее 10 лет; при уклонении от службы потомственное
дворянство теряется). Среднее состояние обладает всеми
общими гражданскими правами, а политическими — в соответствии с собственностью.
"Среднее состояние составляется из купцов, мещан и ремесленников,
однодворцев и всех поселян, имеющих недвижимую собственность в известном
количестве". Третий класс (сословие,
состояние) — народ рабочий.
"Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав
политических... К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне,
мастеровые, их работники и домашние слуги". Эти сословия (состояния,
классы) не должны быть замкнуты и разобщены: личное дворянство (приобретаемое
службой) связывает второе сословие с первым, а возможность приобретения
недвижимой собственности — третье со вторым. Во-вторых, проектами 1809 г.
предусматривалось существенное преобразование правовой системы Российской
империи. Основное внимание в этих проектах уделено тому, "чтобы не
внешними только формами покрыть самодержавие, но ограничить его внутреннею и
существенною силой установлений и учредить державную власть на законе не
словами, но самим делом". Законы, рассуждал
Сперанский, ссылаясь на Бентама, ограничивают естественную (частную) свободу
человека и приводят ее в совместимость со свободой других. "Закон
составляется в защиту лица и собственности". Все постановления, которыми
управляется государство, исходят из одного начала: "Не делай другим того,
чего не желаешь себе". Законы имеют своим предметом отношения постоянные и
неизменные. Обстоятельно развивая мысли о соотношении законов и других правовых
актов, высказанные еще в проектах 1802—1803 гг., Сперанский определяет законы
как "те постановления, коими вводится какая-либо перемена в отношениях сил
государственных или в отношениях частных людей между собой". От законов в проектах
Сперанского отличаются уставы, учреждения и регламенты, определяющие только
способ исполнения законов. Коренные государственные
законы составляют конституцию, образ правления, внутреннее политическое бытие
государства. Сперанский даже пишет: "Коренные государства законы должны
быть творением народа; коренные государства законы полагают пределы
самодержавной воле". Однако в России конституцию предполагалось принять по
воле императора, которой, по идее, не ставились конституционные ограничения. Будущей законодательной
власти России Сперанский предлагал принять Уложение государственное и законы
органические, Уложения гражданское, уголовное, коммерческое, сельское, Устав
судебный, постановления о налогах и повинностях и некоторые другие законы,
уставы, разъяснения и дополнения к ним. Все другие акты,
регулирующие порядок исполнения законов и относящиеся к меняющимся действиям и
происшествиям, должны строго соответствовать законам. Таким способом намечалось
"правление, доселе самодержавное, поставить и учредить на неизменном законе". |
Реклама: |