|
По проекту Муравьева все предусмотренные Конституцией гражданские и политические права устанавливаются немедленно. Проект Пестеля, предполагавший введение Верховного правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал. Расхождения между Пестелем и Муравьевым по вопросу о формах государственного устройства заключались в различных выводах относительно будущего развития России: Пестель выступал за представительно-демократическую республику, а Муравьев — за конституционную монархию. При всем обилии и разнообразии взглядов на природу и способы обновления государственного устройства России разработчики конституционных проектов и программ в декабристском движении сумели выделить и обсудить такие существенные вопросы конституционного порядка, как представительное правление, тесная связь суда присяжных с гласностью и свободой, важность назначения чиновников под контролем общественности. По удачному обобщению А.И. Герцена, величие этих блестящих юношей из рядов гвардии, «оставивших гостиные и свои груды золота для требований человеческих прав, для протеста, для заявления» составило памятное событие истории. «Мы от декабристов получили в наследство возбужденное чувство человеческого достоинства, стремление к независимости, ненависть к рабству, уважение к Западу и революции, веру в возможность переворота в России, страстное желание участвовать в нем, юность и непочатость сил...». По образному выражению А.П. Щапова, в тайных обществах декабристов «теплился тусклый светильник конституции», и идея народного самоуправления, «еще не успевши созреть, развиться в духе народном, проникнуть ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 823 в массы, уже торжественно заявила в истории свое право». НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866—1924) — выдающийся русский философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представителей либерализма. Новгородцев обосновывал подчиненность государства праву, выводимого из идеи должного, существующей в нравственном сознании человека. Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравственности, стоящей над государством, —одно из важнейших положений философии права Новгородцева, выдвинутое им в противовес позитивистскому пониманию права как свода норм, указаний и предписаний, воспроизводимых государством. Эту позицию ученый называл «философией легального деспотизма».
Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связующего государство. Новгородцев тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу индивиду. Развивая эту идею, Новгородцев подчеркивал, что в основе правопорядка лежат прежде всего нравственные начала, таким образом именно нравственность являлась началом, связующим государство. Однако появившиеся в то время настроения разочарования относительно правового государства, которые философ усматривал в произведениях Брайса, Острогорского, Принса и других, а также широко распространившиеся на этой почве идеи социализма и анархизма побудили его заняться феноменом, который он называл «кризисом правосознания». Суть этого кризиса Новгородцев сформулировал как крушение «идеи земного рая». Стремление найти лучшую форму общественно-политического устройства, обеспечивающую человеку все блага и разрешающую все противоречия, он считал утопией. Крушение веры в правовое государство — это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу истории. Поэтому переживаемый кризис — это кризис старых понятий, старой веры; кризис, обусловленный неправильной постановкой проблемы: те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политические) рассматривались не как средство, а как цель. В действительности цель несводима к каким-то отдельным общественно-политическим формам, ибо понятие, содержание личности, из которых он исходил, значительно шире той или иной области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивидуальные начала, выводил Новгородцев свою трактовку общественного идеала. Для русского философа был неприемлем как «абсолютный индивидуализм, провозглашающий личное сознание началом и концом нравственных стремлений», а на самом деле обезличивающий и опустошающий человека, так и абсолютный коллективизм, утверждающий общество в качестве бога для человека. Именно поэтому общественный идеал виделся Новгородцевым в виде «принципа всеобщего объединения на началах равенства и свободы», или «свободного универсализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и |
Реклама: |