!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

По проекту Муравьева все предус­мотренные Конституцией граждан­ские и политические права устанавли­ваются немедленно. Проект Пестеля, предполагавший введение Верховно­го

 


правления с Диктатором во главе, Муравьев осуждал.

Расхождения между Пестелем и Муравьевым по вопросу о формах го­сударственного устройства заключа­лись в различных выводах относи­тельно будущего развития России:

Пестель выступал за представитель­но-демократическую республику, а Муравьев за конституционную мо­нархию.

При всем обилии и разнообразии взглядов на природу и способы обнов­ления государственного устройства России разработчики конституцион­ных проектов и программ в декабрист­ском движении сумели выделить и об­судить такие существенные вопросы конституционного порядка, как пред­ставительное правление, тесная связь суда присяжных с гласностью и свобо­дой, важность назначения чиновников под контролем общественности. По удачному обобщению А.И. Герцена, величие этих блестящих юношей из рядов гвардии, «оставивших гостиные и свои груды золота для требований человеческих прав, для протеста, для заявления» составило памятное со­бытие истории. «Мы от декабристов получили в наследство возбужденное чувство человеческого достоинства, стремление к независимости, нена­висть к рабству, уважение к Западу и революции, веру в возможность пере­ворота в России, страстное желание участвовать в нем, юность и непочатость сил...».

По   образному   выражению А.П. Щапова, в тайных обществах де­кабристов «теплился тусклый светиль­ник конституции», и идея народного самоуправления, «еще не успевши со­зреть, развиться в духе народном, проникнуть



ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК                         823



в массы, уже торжественно заявила в истории свое право».

НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1866—1924) — выдающийся русский философ, правовед, историк права, один из наиболее видных представи­телей либерализма.

Новгородцев обосновывал подчи­ненность государства праву, выводи­мого из идеи должного, существую­щей в нравственном сознании челове­ка. Связанность государства правом, понимаемым как воплощение нравст­венности, стоящей над государст­вом, —одно из важнейших положений философии права Новгородцева, вы­двинутое им в противовес позитивист­скому пониманию права как свода норм, указаний и предписаний, вос­производимых государством. Эту по­зицию ученый называл «философией легального деспотизма».

Реклама:
Предлагаем вам оборудование для общепита на взаимовыгодных условиях.

Утверждая нравственное сознание личности как источник права, связую­щего государство. Новгородцев тем самым как бы ограничивал его власть, предоставляя широкую свободу инди­виду. Развивая эту идею, Новгородцев подчеркивал, что в основе правопо­рядка лежат прежде всего нравствен­ные начала, таким образом именно нравственность являлась началом, связующим государство. Однако по­явившиеся в то время настроения ра­зочарования относительно правового государства, которые философ усмат­ривал в произведениях Брайса, Ост­рогорского, Принса и других, а также широко распространившиеся на этой почве идеи социализма и анархизма побудили его заняться феноменом, который он называл «кризисом пра­восознания».

 


Суть этого кризиса Новгородцев сформулировал как крушение «идеи земного рая». Стремление найти луч­шую форму общественно-политичес­кого устройства, обеспечивающую человеку все блага и разрешающую все противоречия, он считал утопией. Крушение веры в правовое государст­во это крушение утопии о высшей исторической форме человеческого общежития, которая приводит людей к высшему и последнему пределу ис­тории. Поэтому переживаемый кри­зис это кризис старых понятий, ста­рой веры; кризис, обусловленный не­правильной постановкой проблемы:

те или иные формы человеческой жизни (и в особенности политичес­кие) рассматривались не как средст­во, а как цель. В действительности цель несводима к каким-то отдельным общественно-политическим формам, ибо понятие, содержание личности, из которых он исходил, значительно шире той или иной области бытия. Именно из личности, сочетающей как общественные, так и индивидуальные начала, выводил Новгородцев свою трактовку общественного идеала. Для русского философа был неприемлем как «абсолютный индивидуализм, провозглашающий личное сознание началом и концом нравственных стремлений», а на самом деле обезли­чивающий и опустошающий челове­ка, так и абсолютный коллективизм, утверждающий общество в качестве бога для человека. Именно поэтому общественный идеал виделся Новгородцевым в виде «принципа всеобще­го объединения на началах равенства и свободы», или «свободного универ­сализма», в котором воплощаются «и равенство, и свобода, и свобода лиц, и


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz