|
Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении, или политическими государствами. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена — душе государственности, тайных агентов — глазам государства и т.д. Гражданский мир сравнивался им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны — с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель. В основном своем труде «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) Гоббс исследовал проблемы государства и политической власти. ГОУЛД Филипп ¾ британский специалист в области стратегии избирательных кампаний. именной словарь-справочник 803 ДАJIb Роберт Алан (1915) ¾ видный представитель американской политической науки. В ряде получивших мировую известность книг, таких как «Введение в демократическую теорию» (1956), «Современный политический анализ» (1964), «Политические оппозиции в западных демократиях» (1966), «Дилеммы плюралистической демократии» (1982), Даль рассматривает проблемы трансформации политических систем, предпосылки демократии, соотношение понятий свободы, равенства и демократии. Всеобщий интерес вызвала
разработанная Далем в середине 50-х гг. концепция полиархии, интерпретируемая
как действительность, отличная от демократического идеала, но все же
предоставляющая гражданам возможность политического участия, а группам и
лидерам —
возможность открытого соперничества в борьбе за власть. Полиархия — особый тип режима правления в
современном обществе, который отличается от других политических режимов
наличием двух характерных черт: относительно высокой терпимостью к оппозиции и
относительно широкими возможностями влияния на поведение правительства,
включая устранение должностных лиц мирными средствами. Теория полиархии
получила развитие в работах Даля «Полиархия. Участие и оппозиция» (1971) и «Демократия, свобода и
равенство» (1986). ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822¾1885) ¾ философ, публицист, естествоиспытатель. В 1865г. он начал писать труд, принесший ему впоследствии известность, — «Россия и Европа. Взгляд на
культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869¾1871).
Данилевский — создатель оригинальной философско-истори-ческой системы, получившей впоследствии в научной литературе наименование «теория культурно-исторических типов». Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. Данилевский разделяет все народы на три основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии, и поэтому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций. В работе «Россия и Европа» Данилевский насчитывает десять «полноценных» культурно-исто-рических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдёйский (древнесемитский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосе-митский (аравийский) 10)рома-но-германский (европейский). По его убеждению, нарождающийся один- 804 ИМЕННОЙ
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК надцатый культурно-истори-ческий тип — славянский — более высокий, чем все предыдущие. Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась двусоставной — творческой в двух областях (политической и научной), то русско-славянская будет трех- или даже четырехсоставной — творческой в четырех областях (религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, причем главным образом в области социально-экономической путем создания нового и справедливого социально-экономического порядка). |
Реклама: |