!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Печатается по: Медоуз Д.Л. За пределами роста // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 5. С. 80—86.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

 


АДОРНО Теодор (1903¾1969) ¾ немецкий философ, представитель франкфуртской школы, музыкальный критик.

Социально-политическая   про­блематика представлена у Адорно прежде всего в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководст­вом и при непосредственном участии. Основная цель данного исследова­ния описание «нового антрополо­гического типа». Предполагалось, что характеристики этот типа будут соответствовать садомазохистскому характеру.

АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817— 1860) — идеолог классичес­кого славянофильства.

В славянофильстве как определен­ном идеологическом феномене отчет­ливо различимы три основных компо­нента. Первый из них социальный; важное место в нем занимает пробле­ма русской сельской общины. Второй компонент славянофильской идеоло­гии национальный; он включает в себя решение вопросов об особеннос­тях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры, об исторической роли Рос­сии. Наконец, третий компонентрелигиозно-идеалистическая философия,­

 


полемически обращенная про­тив рационализма.

Свойственное славянофилам про­тивопоставление политических и нравственных свобод было доведено К.С. Аксаковым до отрицания полити­ческой свободы и полного устранения народа от политики: «отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этой общественной жизнью». Противо­стоявшее народу самодержавное правление оправдывалось славяно­филами тем, что народ ищет не внеш­ней политической свободы, а «ищет свободы нравственной, свобо­ды духа».

В политической концепции славя­нофилов центральную роль играют два понятия «Земля» и «Государст­во». Под Землей славянофилы пони­мали   «общественно-человеческое начало», «неопределенное и мирное состояние народа», «душу народа». Государство власть внешняя, сила, охраняющая Землю, «дело государе­во». В частности, К.С. Аксаков пред­ставлял государство как внесослов-ный и надобщественный орган и отри­цал его позитивную общественную роль. Он подчеркивал: «Государство как принцип зло; ложь лежит не в

Реклама:
Задать вопрос специалисту по расчету фибры


ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК                          795

 



той или иной форме государства, а в самом государстве, как идее, как принципе». Приведенные суждения позволили Н.А. Бердяеву заявить:

«Монархизм славянофилов, по свое­му обоснованию и по своему внутрен­нему пафосу, был анархический, про­исходил от отвращения к власти».

АЛМОНД Габриэль (1911) — аме­риканский политолог, специалист в области общетеоретической и срав­нительной политологии. Наиболь­шую известность Алмонду принесли работы по теории политической сис­темы и политической культуры.

В модели политической системы, разработанной Алмондом, наиболь­шее внимание уделялось функциям «входа» и «выхода». Американскому политологу удалось убедительно по­казать взаимосвязь между политичес­кими ориентациями, составляющими содержание политической культуры, и характером функционирования по­литической системы.

В совместной работе Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963) — метод компаративистского (сравнительного) политического ана­лиза продемонстрирован на примере сопоставления политических культур народов пяти стран: США, Мексики, Италии, Великобритании и Германии.

Основные   работы   Алмонда:

«Сравнительная политика: концеп­ция развития» (1966), «Политика развивающихся регионов» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988).

АРЕНДТ Ханна (1906¾1975) ¾ не­мецкий политолог, специалист по проблемам тоталитаризма.

 


В работе «Истоки тоталитаризма» (1951) Арендт утверждала, что на­цизм и сталинизм это новая совре­менная форма государства, которую не следует путать с традиционными формами подавления. Тоталитаризм стремится к неограниченном господ­ству внутри своей страны и вне ее. Его отличительными чертами являются: наличие государственной идеологии и террор как средство утверждения и укрепления политического господ­ства, реализации на практике идеоло­гии, которая провозглашается един­ственно верной в трактовке законов развития общества. «Тоталитарный человек», по мнению Арендт, есть атомизированный, отчужденный ин­дивид, представитель «массы», спла­чиваемый в коллективные социаль­ные тела с помощью насилия и то­тальной идеологической манипуля­ции. Идеальной моделью тоталитар­ного режима она считала нацистский концлагерь, в котором у человека раз­рушались обычные мотивы поведе­ния, мораль, а затем, из-за голода и пыток, нормальные психические и те­лесные реакции.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz