!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая



славяне же от греков. Именно романо-тевтонцы впоследствии плыли по морям; и именно греко-славяне скакали по степям, покоряя туранские народы. Так что современная сухопутная держава отличается от морской уже в источнике своих идеалов, а не в материальных усло­виях и мобильности1.

Вслед за казаками на сцене появилась Россия, спокойно расстав­шаяся со своим одиночеством, в котором она пребывала в лесах Севе­ра. Другим же изменением необычайного внутреннего значения, про­исшедшим в Европе в прошлом столетии, была миграция русских крес­тьян на юг, так что если раньше сельскохозяйственные поселения за­канчивались на границе с лесами, то теперь центр населения всей Ев­ропейской России лежит к югу от этой границы, посреди пшеничных полей, сменивших расположенные там и западнее степи. Именно так возник необычайно важный город Одесса, развивавшийся с чисто аме­риканской скоростью.

Еще поколение назад казалось, что пар и Суэцкий канал увеличили мобильность морских держав в сравнении с сухопутными. Железные дороги играли, главным образом, роль придатка океанской торговли. Но теперь трансконтинентальные железные дороги изменяют положе­ние сухопутных держав, и нигде они не работают с большей эффектив­ностью, чем в закрытых центральных районах Евро-Азии, где на об­ширных просторах не встретишь ни одного подходящего бревна или камня для их постройки. Железные дороги совершают в степи невидан­ные чудеса, потому что они непосредственно заменили лошадь и вер­блюда, так что необходимая стадия развития дорожная здесь была пропущена.

Относительно торговли не следует забывать, что при океаническом ее способе, хотя и относительно дешевом, обычно товар прогоняется через четыре этапа: фабрика-изготовитель, порт погрузки, порт вы­грузки и товарный склад в пункте продажи, в то время как континен­тальная железная дорога ведет прямо от фабрики-производителя на склад импортера. Таким образом, посредническая океаническая тор­говля ведет, при прочих равных условиях, к формированию вокруг континентов

 

___________________________

1 Это заявление подверглось критике в ходе дискуссии, последовавшей за прочтени­ем доклада. Пересматривая этот параграф, я все-таки думаю, что в основе своей оно справедливо. Даже византийский грек был бы другим, подчини Рим себе всю древнюю Грецию. Без сомнения, идеалы, о которых идет речь, были скорее византийскими, неже­ли эллинскими, но римскими они не были, это уж точно.

Реклама:
кухни недорого, кухни cesar.


Глава 17. ГЕОПОЛИТИКА                                                                      735



зоны проникновения, чья внутренняя граница грубо обозна­чена линией, вдоль которой цена четырех операций, океанской пере­возки и железнодорожной перевозки с соседнего побережья равна цене двух операций и перевозке по континентальной железной дороге.

Российские железные дороги протянулись на 6000 миль от Вербал-лена на западе до Владивостока на востоке. Русская армия в Маньчжу­рии являет собой замечательное свидетельство мобильной сухопутной мощи подобно тому, как Британия являет в Южной Африке пример морской державы. Конечно, Транссибирская магистраль по-прежнему остается единственной и далеко не безопасной линией связи, однако не закончится еще это столетие, как вся Азия покроется сетью железных дорог. Пространства на территории Российской империи и Монголии столь велики, а их потенциал в отношении населения, зерна, хлопка, топлива и металлов столь высок, что здесь несомненно разовьется свой, пусть несколько отдаленный, огромный экономический мир, недосягае­мый для океанской торговли.

Просматривая столь беглым взглядом основные тенденции истории, не видим ли мы воочию нечто постоянное в плане географическом? Разве не является осевым регионом в мировой политике этот обшир­ный район Евро-Азии, недоступный судам, но доступный в древности кочевникам, который ныне должен быть покрыт сетью железных дорог? Здесь существовали и продолжают существовать условия, многообещающие и тем не менее ограниченные, для мобильности военных и промышленных держав. Россия заменяет Монгольскую им­перию. Ее давление на Финляндию, Скандинавию, Польшу, Турцию, Персию, Индию и Китай заменило собой исходившее из одного центра набеги степняков. В том мире она занимает центральное стратегичес­кое положение, которое в Европе принадлежит Германии. Она может по всем направлениям, за исключением севера, наносить, а одновре­менно и получать удары. Окончательное развитие ее мобильности, свя­занное с железными дорогами, является лишь вопросом времени. Да и никакая социальная революция не изменит ее отношения к великим географическим границам ее существования. Трезво понимая пределы своего могущества, правители России расстались с Аляской, ибо для русской политики является фактическим правилом не владеть никаки­ми заморскими территориями, точно так же как для Британии пра­вить на океанских просторах.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz