|
разованными избирателями; они их будут больше запугивать. Вот почему вдвойне важно в демократии поднимать интеллектуальный и моральный уровень масс: вместе с ним автоматически поднимается моральный уровень тех, которые призваны стоять выше масс. То, что было сказано в
отношении всеобщего голосования, не менее правильно также и в отношении других
принципов современного государственного строя. Все политические свободы:
свобода печати, право собраний, право ассоциаций и гарантии индивидуальной
свободы, на которые опирается всеобщее голосование и которые рассматриваются
как гарантии свободы, являются лишь формами или орудиями власти социального
запугивания, защитой членов государства против злоупотребления силой. [...] Однако эта власть
социального запугивания была подорвана со всех сторон политическим формализмом,
введенным партийной системой, и этот формализм мешает ей укорениться со всей
силой. [...] И когда власть
социального запугивания сводится только к репрессии, к народному гневу,
которого надо бояться, власть социального запугивания оказывается ослабленной
не только, так сказать, количественно, но также и качественно, и с ней вместе
уменьшается также могущество демократического режима. И действительно,
различные политические режимы отличаются друг от друга по характеру того
страха, который внушает эта власть. [...] VI [...]
Из всех граждан демократии наиболее боязливыми являются те, которые обладают
политической властью. Они зависят от первого встречного; их судьба находится в
руках человека с улицы. Они стараются ему нравиться, унижаясь до него; но так
как они совсем не знают его чувств, то из боязни просчитаться, они их
расценивают возможно ниже и приспосабливаются к этому. Всякий, кто облечен
частицей государственной власти или тот, кто к ней стремится, этим самым уже
лишается человеческого достоинства. Человеческое достоинство понимается лишь
как верноподданическая покорность, которая падает ниц перед самодержавной толпой. [...] Условное понятие партии лишь поддерживает и развивает такое положение. Ритуальный культ, которым это условное понятие окружает «большинство», «партию», придает квазиконкретную форму тому неопределенному могуществу множества, которое потрясает воображение индивидуума и овладевает его волей. Оно устанавливает внешний 532
Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ критерий его политического поведения. Он может быть
застигнут на месте преступления первым встречным; все взоры устремлены на него,
чтобы следить за тем, идет ли он в указанном направлении; ну как же ему не идти
по указанному пути? Партийная жизнь, следовательно, представляет собой лишь
длительную школу рабского подчинения. Все уроки, получаемые в ней гражданином,
являются лишь уроками трусости; она прежде всего учит гражданина, что для него
нет спасения вне постоянной партии и подготовляет его ко всякого рода
отречениям и смирению.
[...] VII [...]
Разница между управлением, считающимся свободным, и управлением, которое
таковым не является, заключается в характере движущей силы общественного
мнения: в несвободных государствах общественное мнение прежде всего
определяется предрассудками и чувствами, застывшими в традициях, в то время
как при демократическом режиме —
если он действительно таков — оно
определяется прежде всего разумом, который утверждается в дискуссиях. Но вот
снова выступает на сцену условное понятие партии, оно не позволяет дискуссировать.
Не потому, что оно уничтожает материальную свободу дискуссии, но потому, что
оно ее заглушает, подавляя моральную свободу. [...] VIII [...]
Равенство прав не может компенсировать естественного неравенства умов и
характеров. С другой стороны, авторитет руководителей не может воздействовать
явно и непосредственно на людей, призванных к политическому равенству. Чтобы
не сбиться с пути, демократия, следовательно, нуждается в вождях, но они могут
явиться и выполнять свои функции лишь при условии, если в этом уравненном обществе
существует естественный отбор руководящей группы. Как создать более
благоприятные условия для развития этого отборного элемента в общественной
жизни? В этом заключается одна из основных проблем демократии. [...] |
Реклама: |