|
И иерархическая, и олигархическая модели являются «нормальными» в том смысле, что при естественном течении событий власть самоорганизуется в виде пирамиды или вокруг единого центра, и элиты стремятся занять свое место либо на вершине такой пирамиды, либо во властных центрах. Федерализм можно рассматривать как конституциональное средство вмешательства в естественный ход вещей с целью предотвратить подобную иерархизацию и централизацию. Структурная децентрализация, утвержденная посредством внедрения федералистских принципов и осуществления соответствующих мероприятий, использует силу институтов, сознательно учрежденных именно для того, чтобы предотвратить или по крайней мере значительно ослабить воздействие «железного закона олигархии». Выявление и анализ возможных Глава 10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 513 форм структурной децентрализации с точки зрения того, что возможно провести в жизнь и что в действительности уже существует, относится к числу важнейших задач, стоящих при исследовании федерализма. Один из возможных путей
определения типа структурной децентрализации (федерация или конфедерация) — выяснение соотношения властной
нагрузки различных единиц внутри матрицы. При федеративном устройстве
правительство с самым широким полем охвата является также наиболее всеобъемлющим
и потенциально наиболее сильным, контролирующим выполнение тех жизненно важных
задач, которые придают политии ее форму, тогда как при конфедерации основные составляющие
ее единицы несут главную властную нагрузку и являются, с точки зрения решения
жизненно важных задач, наиболее сильными. По своему внутреннему строению
входящие в состав конфедерации единицы могут даже напоминать иерархическую или
центр-периферийную модели, а предлагаемое федеративной матрицей относительное
равенство может быть сведено к области отношений между институтами с наиболее
широкой сферой охвата, т.е. к взаимоотношениям между локальными полями в
рамках общей матрицы. Однако, если нет самой такой
матрицы, говорить о федерализме полностью бессмысленно. 3. По существу, в основе федеративной матрицы лежит территориальный принцип. Федерализм может быть расширен или усилен путем официального признания консоциативных институтов или других форм нетерриториального соучастия во власти, все они должны найти надлежащую территориальную основу. В нынешние времена федерализм, строящийся на какой-то иной основе, оказывается весьма недолговечным (в отличие от досовременного племенного федерализма). Причина, вероятно, заключается в том, что добиться установления устойчивого конституционального порядка возможно для территорий и населяющих их народов, но не на внетерриториальной основе, поскольку в этом случае крайне трудно очертить границы, без которых невозможно внутреннее разделение власти и долевое участие в ее отправлении. 4. Чтобы федеративная система могла успешно функционировать, вся территория данной политии должна быть федерализирована. В политиях, где каким-то территориям, населенным конкретными меньшинствами, предоставлена автономия (даже если она реальна), а контроль над другими полностью остается в руках центрального правительства, происходит периферизация получивших особые полномочия регионов. Там, где центральное правительство должно осуществлять 514 Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ как центральную, так и местную власть, оно в состоянии не только запугать федерированные регионы, но и задавить их. В любом случае подобная ситуация скорее всего закончится конфликтом, тем более что такие формы выборочной автономизации, как правило, используются для сглаживания этнических противоречий, вне зависимости от всего другого крайне опасных для федерализма. Составные части, на
которые делится территория политического сообщества, не обязательно должны
быть полностью равными: они могут весьма сильно различаться между собой при том,
однако, условии, что ни одна из этих частей не будет столь обширной или
доминирующей, чтобы это угрожало (или создавало впечатление, что угрожает) единству
или полномочиям остальных. Во времена второго рейха Пруссия просто-напросто
подавляла все другие государства, входившие в состав германской федерации,
подавляла до такой степени, что прусские институты даже выполняли функции
общегерманских. [...] |
Реклама: |