!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

И иерархическая, и олигархическая модели являются «нормальны­ми» в том смысле, что при естественном течении событий власть само­организуется в виде пирамиды или вокруг единого центра, и элиты стре­мятся занять свое место либо на вершине такой пирамиды, либо во властных центрах. Федерализм можно рассматривать как конституциональное средство вмешательства в естественный ход вещей с целью предотвратить подобную иерархизацию и централизацию. Структурная децентрализация, утвержденная посредством внедрения федералист­ских принципов и осуществления соответствующих мероприятий, ис­пользует силу институтов, сознательно учрежденных именно для того, чтобы предотвратить или по крайней мере значительно ослабить воз­действие «железного закона олигархии». Выявление и анализ возможных


Глава 10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ                                                513



 

форм структурной децентрализации с точки зрения того, что воз­можно провести в жизнь и что в действительности уже существует, от­носится к числу важнейших задач, стоящих при исследовании федерализма.

Один из возможных путей определения типа структурной децентра­лизации (федерация или конфедерация) выяснение соотношения властной нагрузки различных единиц внутри матрицы. При федератив­ном устройстве правительство с самым широким полем охвата является также наиболее всеобъемлющим и потенциально наиболее сильным, контролирующим выполнение тех жизненно важных задач, которые придают политии ее форму, тогда как при конфедерации основные со­ставляющие ее единицы несут главную властную нагрузку и являются, с точки зрения решения жизненно важных задач, наиболее сильными. По своему внутреннему строению входящие в состав конфедерации еди­ницы могут даже напоминать иерархическую или центр-периферийную модели, а предлагаемое федеративной матрицей относительное равен­ство может быть сведено к области отношений между институтами с наиболее широкой сферой охвата, т.е. к взаимоотношениям между локаль­ными полями в рамках общей матрицы. Однако, если нет самой такой матрицы, говорить о федерализме полностью бессмысленно.

3. По существу, в основе федеративной матрицы лежит террито­риальный принцип. Федерализм может быть расширен или усилен путем официального признания консоциативных институтов или других форм нетерриториального соучастия во власти, все они должны найти надлежащую территориальную основу. В нынешние времена федера­лизм, строящийся на какой-то иной основе, оказывается весьма недол­говечным (в отличие от досовременного племенного федерализма). Причина, вероятно, заключается в том, что добиться установления ус­тойчивого конституционального порядка возможно для территорий и на­селяющих их народов, но не на внетерриториальной основе, поскольку в этом случае крайне трудно очертить границы, без которых невозможно внутреннее разделение власти и долевое участие в ее отправлении.

4. Чтобы федеративная система могла успешно функционировать, вся территория данной политии должна быть федерализирована. В политиях, где каким-то территориям, населенным конкретными мень­шинствами, предоставлена автономия (даже если она реальна), а кон­троль над другими полностью остается в руках центрального прави­тельства, происходит периферизация получивших особые полномочия регионов. Там, где центральное правительство должно осуществлять

 



514                                                               Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

 

как центральную, так и местную власть, оно в состоянии не только за­пугать федерированные регионы, но и задавить их. В любом случае по­добная ситуация скорее всего закончится конфликтом, тем более что такие формы выборочной автономизации, как правило, используются для сглаживания этнических противоречий, вне зависимости от всего другого крайне опасных для федерализма.

Составные части, на которые делится территория политического со­общества, не обязательно должны быть полностью равными: они могут весьма сильно различаться между собой при том, однако, условии, что ни одна из этих частей не будет столь обширной или доминирующей, чтобы это угрожало (или создавало впечатление, что угрожает) един­ству или полномочиям остальных. Во времена второго рейха Пруссия просто-напросто подавляла все другие государства, входившие в состав германской федерации, подавляла до такой степени, что прусские ин­ституты даже выполняли функции общегерманских. [...]


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz