!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

[...] Мы провели важное различение между личностями (лицами) и институтами. Мы отмечали, что, хотя сегодняшние политические про­блемы часто могут требовать личных решений, вся долгосрочная поли­тика особенно всякая демократическая долгосрочная политикадолжна разрабатываться в рамках безличных институтов. В частности, проблема контроля за правителями и проверки их власти является главным образом институциональной проблемой проблемой проек­тирования институтов для контроля за тем, чтобы плохие правители не делали слишком много вреда.

Аналогичные соображения применимы и к проблеме контроля за экономической властью государства. Мы должны защищаться от лиц и от их произвола. Институты одного типа могут предоставлять безгра-



504                                                                 Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

 

ничную власть тому или иному лицу, но институты другого типа могут отнимать ее у этого лица. [...]

Таким образом, мы подошли к различению двух совершенно разных методов, посредством которых может происходить экономическое вме­шательство государства. Первый это метод проектирования «пра­вовой структуры» протекционистских институтов (примером могут быть законы, ограничивающие власть собственников животных и соб­ственников земли). Второй это метод предоставления на некоторое время органам государства свободы действовать в определенных пределах, как они считают нужным для достижения целей, постав­ленных правителями. Мы можем назвать первую процедуру «институ­циональным» или «косвенным» вмешательством, а вторую «лич­ным» или «прямым» вмешательством. (Конечно, существуют и про­межуточные случаи.)

С точки зрения демократического управления нет никакого сомне­ния в том, какой из этих методов предпочтительнее. Политика любого демократического вмешательства, очевидно, заключается в использо­вании второго метода в тех случаях, в которых первый метод неприме­ним. (Такие случаи бывают. Классический пример это бюджет, т.е. выражение свободы действий министра финансов и его понимания того, что является беспристрастным и справедливым. И вполне воз­можно, хотя весьма нежелательно, что меры по смягчению негативных последствий цикличности экономического развития могут иметь такой характер.) [...]

Первый метод может быть охарактеризован как рациональный, вто­рой как иррациональный не только в указанном смысле, но также в совершенно другом, и очень важном, смысле. Отдельный гражданин может познать и понять правовую структуру, которая должна быть спроектирована таким образом, чтобы быть ему понятной. Она вносит фактор уверенности и безопасности в общественную жизнь. Когда эта структура изменяется, то в течение переходного периода должны быть предусмотрены гарантии для тех индивидуумов, которые построили свои планы в расчете на ее неизменность.

В противоположность этому метод личного вмешательства с необ­ходимостью вносит в социальную жизнь постоянно растущий элемент непредсказуемости и тем самым развивает чувство иррациональности и небезопасности социальной жизни. Использование дискреционной власти, как только оно начинает широко практиковаться, имеет тенден­цию к быстрому росту, так как необходимы корректировки властных ре-


Глава 10. ГОСУДАРСТВО КАК  ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ                                     505

 



шений, а корректировки дискреционных краткосрочных решений вряд ли могут быть произведены при помощи институциональных средств. Эта тенденция должна в значительной степени повышать иррациональ­ность системы, создавая у большинства людей впечатление, что за сце­ной истории действуют какие-то скрытые силы, и тем самым толкая людей к принятию заговорщицкой теории общества со всеми ее пос­ледствиями охотой за еретиками, национальной, социальной и клас­совой враждой.

Несмотря на все это, совершенно очевидное, казалось бы, предпо­чтение институционального метода везде, где это возможно, далеко не является общепринятым. Неспособность принять такую политику, по моему мнению, вызывается разными причинами. Одна из них состоит в том, что требуется соответствующая независимость правительства для того, чтобы приступить к долгосрочной задаче перепроектирования «правовой структуры». Однако правительства обычно кое-как сводят концы с концами и дискреционные полномочия составляют способ их жизни. (Не говоря уже о том, что правители склонны любить такие пол­номочия ради них самих.) Однако самая важная причина, безусловно, состоит в простом недопонимании значения различия между этими двумя методами. Так, последователям Платона, Гегеля и Маркса, на­пример, заказан путь к его пониманию. Им никогда не понять, что ста­рый вопрос «Кто будет правителем?» должен быть заменен более ре­альным вопросом: «Каким образом мы можем укротить его?»


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz