|
[...]
Полная выборность, сменяемость в любое время
всех без изъятия должностных лиц, сведение их жалованья к обычной «заработной
плате рабочего», эти простые и «само собою понятные» демократические
мероприятия, объединяя вполне интересы рабочих и большинства крестьян, служат в
то же время мостиком, ведущим от капитализма к социализму. Эти мероприятия
касаются государственного, чисто политического переустройства общества, но они
получают, разумеется, весь свой смысл и значение лишь в связи с осуществляемой
или подготовляемой «экспроприацией экспроприаторов», т.е. переходом капиталистической
частной собственности на средства производства в общественную собственность. [...] 490 Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ Г л а в а IV ПРОДОЛЖЕНИЕ. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ЭНГЕЛЬСА 6. Энгельс о преодолении демократии [...] В обычных рассуждениях о государстве постоянно делается та ошибка, от которой здесь предостерегает Энгельс и которую мы отмечали мимоходом в предыдущем изложении. Именно: постоянно забывают, что уничтожение государства есть уничтожение также и демократии, что отмирание государства есть отмирание демократии. На первый взгляд такое утверждение представляется крайне странным и непонятным; пожалуй, даже возникнет у кого-либо опасение, не ожидаем ли мы пришествия такого общественного устройства, когда не будет соблюдаться принцип подчинения меньшинства большинству, ибо ведь демократия это и есть признание такого принципа? Нет. Демократия не тождественна с подчинением меньшинства большинству. Демократия есть признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим, одной части населения над другою. Мы ставим своей конечной
целью уничтожение государства, т.е. всякого организованного и систематического
насилия, всякого насилия над людьми вообще. Мы не ждем пришествия такого
общественного порядка, когда бы не соблюдался принцип подчинения меньшинства
большинству. Но, стремясь к социализму, мы убеждены, что он будет перерастать в
коммунизм, а в связи с этим будет исчезать всякая надобность в насилии над
людьми вообще, в подчинении одного человека
другому, одной части населения другой его части, ибо люди привыкнут к
соблюдению элементарных условий общественности без насилия
и без подчинения. [...] Г л а в а V ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТМИРАНИЯ ГОСУДАРСТВА 2. Переход от капитализма к коммунизму [...] Раньше вопрос ставился так: чтобы добиться своего освобождения, пролетариат должен свергнуть буржуазию, завоевать политическую власть, установить свою революционную диктатуру. Теперь вопрос ставится несколько иначе: переход от капиталистического общества, развивающегося к коммунизму, в коммунистическое общество невозможен без «политического переходного периода», и го- Глава 10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 491 сударством этого периода может быть лишь революционная диктатура пролетариата. Каково же отношение этой
диктатуры к демократии?
[...] В капиталистическом
обществе, при условии наиболее благоприятного развития его, мы имеем более или
менее полный демократизм в демократической республике. Но этот демократизм
всегда сжат тесными рамками капиталистической эксплуатации и всегда остается
поэтому, в сущности, демократизмом для меньшинства, только для имущих классов,
только для богатых. [...] Демократия для ничтожного меньшинства, демократия для богатых, — вот каков демократизм капиталистического общества. Если присмотреться поближе к механизму капиталистической демократии, то мы увидим везде и повсюду, и в «мелких», якобы мелких, подробностях избирательного права (ценз оседлости, исключение женщин и т.д.), и в технике представительных учреждений, и в фактических препонах праву собраний (общественные здания не для «нищих»!), и в чисто капиталистической организации ежедневной прессы и так далее и так далее, — мы увидим ограничения да ограничения демократизма. Эти ограничения, изъятия, исключения, препоны для бедных кажутся мелкими, особенно на глаз того, кто сам никогда нужды не видал и с угнетенными классами в их массовой жизни близок не был (а таково девять десятых, если не девяносто девять сотых буржуазных публицистов и политиков), — но в сумме взятые эти ограничения исключат, выталкивают бедноту из политики, из активного участия в демократии.[...] |
Реклама: |