|
не должна и правовым образом не может переступать. Ограниченность
власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых,
ненарушимых и неприкосновенных прав. Впервые в правовом или конституционном
государстве признается, что есть известная сфера самоопределения и
самопроявления личности, в которую государство не имеет права вторгаться. [...] Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности государственная власть в правовом или конституционном государстве не только ограничена, но и строго подзаконна. Подзаконность государственной власти является настолько общепризнанным достоинством государственного строя как такового, что обыкновенно его стремится присвоить себе и благоустроенное абсолютно монархическое государство. Но для него это оказывается совершенно недостижимой целью. Органы государственной власти бывают действительно связаны законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделенные субъективными публичными правами. Только имея дело с управомоченными лицами, могущими предъявлять правовые притязания к самому государству, государственная власть оказывается вынужденной неизменно соблюдать законы. Этого нет в абсолютно монархическом государстве, так как в нем подданные лишены всяких гражданских прав, т.е. прав человека и гражданина. Поэтому все усилия абсолютно монархических государств насадить у себя законность, как показывают исторические факты, оканчиваются полной неудачей. Таким образом, не подлежит сомнению, что осуществление законности при общем бесправии есть чистейшая иллюзия. При бесправии личности могут процветать только административный произвол и полицейские насилия. Законность предполагает строгий контроль и полную свободу критики всех действий власти, а для этого необходимо признание за личностью и обществом их неотъемлемых прав. Итак, последовательное осуществление законности требует, как своего дополнения, свобод и прав личности и, в свою очередь, естественно вытекает из них, как их необходимое следствие. Права человека и гражданина, или личные и общественные свободы, составляют только основу и предпосылку того государственного строя, который присущ правовому государству. Как и всякое государство, правовое государство нуждается в организационной власти, т.е. в Учреждениях, выполняющих различные функции власти. Само собой понятно, что правовому государству соответствует вполне определенная организация власти. В правовом государстве власть должна быть 480 Раздел IV.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ организована так, чтобы она не подавляла личность; в
нем как отдельная личность, так и совокупность личностей — народ — должны быть не только объектом власти, но и субъектом ее. [...] [...]
Самое важное учреждение правового государства — народное представительство, исходящее из народа, является
соучастником власти, непосредственно создавая одни акты ее и влияя на другие.
Поэтому престиж конституционной государственной власти заключается не в
недосягаемой высоте ее, а в том, что она находит поддержку и опору в народе. Опираться
на народ является ее основной задачей и целью, так как сила, прочность и
устойчивость ее заключаются в народной поддержке. В конституционном
государстве правительство и народ не могут противопоставляться как что-то
чуждое и как бы враждебное друг другу. В то же время они и не сливаются вполне
и не представляют нечто нераздельно существующее. Напротив, государственная
власть и в конституционном государстве остается властью и сохраняет свое
собственное и самостоятельное значение и существование. Но эта власть солидарна
с народом; их задачи и цели одни и те же, их интересы в значительной мере общи. [...] [...]
Конечно, это единство государственного целого в современном конституционном
государстве имеет значение скорее девиза, принципа и идеальной цели, чем вполне
реального и осуществленного факта. Уже то, что в современном конституционном
государстве есть господствующие и подчиненные, даже социально-угнетенные
элементы, не позволяет вполне осуществиться такому единству. Но здесь мы и
видим наиболее яркое выражение того несоответствия между конституционным
государством, как реальным фактом современности, и идеальным типом
конституционного или правового государства, которое мы признали
методологическим основанием для рассмотрения интересующего нас здесь вопроса. Современное конституционное государство провозглашает определенный
принцип как свой девиз и свою цель, к осуществлению его оно стремится, но
сперва оно осуществляет его лишь частично, и долгое время оно не в состоянии
осуществить его целиком. Несомненно, что полное единение
государственной власти с народом, т.е. полное единство государства как цельной
социальной организации, осуществимо только в государстве будущего, в народном
или социалистическом государстве. Последнее, однако, не будет в этом случае
создавать новый принцип, а только осуществит тот принцип, который провозглашен
правовым государством. [...] |
Реклама: |