|
Глава
10. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
451 государства, то поскольку для этого нужны основания, они заимствуются
из форм действующего в нем права. [...] Прибавление. Государство в себе и для себя есть нравственное целое, осуществление свободы, и абсолютная цель разума состоит в том, чтобы свобода действительно была. Государство есть дух, пребывающий в мире и реализующийся в нем сознательно, тогда как в природе он получает действительность только как иное себя, как дремлющий дух. Лишь как наличный в сознании, знающий самого себя в качестве существующего предмета, он есть государство. В свободе надо исходить не из единичности, из единичного самосознания, а лишь из его сущности, ибо эта сущность независимо от того, знает ли человек об этом или нет, реализуется в качестве самостоятельной силы, в которой отдельные индивиды не более чем моменты: государство — это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду не особенные государства, не особенные институты, а идею для себя, этого действительного Бога. Каждое государство, пусть мы даже в соответствии с нашими принципами объявляем его плохим, пусть даже в нем можно познать тот или иной недостаток, тем не менее, особенно если оно принадлежит к числу развитых государств нашего времени, содержит в себе существенные моменты своего существования. Но так как легче выявлять недостатки, чем постигать позитивное, то легко впасть в заблуждение и, занимаясь отдельными сторонами, забыть о внутреннем организме самого государства. Государство — не произведение искусства, оно находится в мире, тем самым в сфере произвола, случайности и заблуждения; дурное поведение может внести искажения в множество его сторон. Однако ведь самый безобразный человек, преступник, больной, калека — все еще живой человек, утвердительное, жизнь существует, несмотря на недостатки, а это утвердительное и представляет здесь интерес. § 259 Идея государства
обладает: а) непосредственной действительностью и есть индивидуальное
государство как соотносящийся с собой организм, государственный строй или внутреннее государственное право; b) она переходит в отношение отдельного государства к другим государствам — внешнее государственное
право;
с) она есть всеобщая идея как род и абсолютная власть, противополагающая себя индивидуальным государствам, дух, который сообщает себе в процессе всемирной истории свою действительность. Прибавление.
Государство как действительное есть по существу индивидуальное государство, и
сверх того еще и особенное государство. Индивидуальность следует отличать от
особенности: индивидуальность есть момент самой идеи государства, тогда как особенность принадлежит истории. [...] § 268 Примечание.
Под патриотизмом часто понимают лишь готовность к чрезвычайным
жертвам и поступкам. Но по существу он представляет собой умонастроение,
которое в обычном состоянии и обычных жизненных условиях привыкло знать
государство как субстанциальную основу и цель. Это сознание, сохраняющееся в
обычной жизни и при всех обстоятельствах, и есть то, что становится основой для
готовности к чрезвычайному напряжению.
[...] § 271 Политическое устройство, во-первых, есть организация государства и процесс его
органической жизни в соотношении с самим собой,
в этом соотношении оно различает свои моменты внутри самого себя и
разворачивает их до прочного пребывания. Во-вторых, оно
в качестве индивидуальности есть исключающее единое,
которое тем самым относится к другим,
обращает, следовательно, свое различие вовне и,
согласно этому определению, полагает внутри самого себя свои пребывающие
различия в их идеальности. Прибавление. Подобно тому как раздражимость в живом организме сама есть, с одной стороны, нечто внутреннее, принадлежащее организму как таковому, так и здесь отношение вовне есть направленность на внутреннее. Внутреннее государство как таковое есть гражданская власть, направленность вовне — военная власть, которая, однако, в государстве есть определенная сторона в нем самом. Равновесие между обеими сторонами — главное в состоянии государства. Иногда гражданская власть совершенно теряет свое значение и опирается только на военную власть, как это происходило во времена римских императоров и преторианцев; иногда, как в современных государствах, военная власть проистекает из гражданской власти; это происходит в тех случаях, когда все граждане несут воинскую повинность. |
Реклама: |