|
Другая основополагающая
альтернатива при выборе конституционного устройства — между парламентской и президентской
формами правления — также влияет
на приобретение политической системой мажоритарного и консенсусного характера.
Президентская форма правления оказывает на партийную систему и на тип
исполнительной власти влияние, идущее в направлении мажоритарной, а на
отношения исполнительной и законодательной властей — в направлении консенсусной модели. Президентские системы,
формально отграничивая друг от друга исполнительную и законодательную власти,
обычно способствуют их примерному равновесию. В то же время президентская
форма способствует складыванию двухпартийной системы, так как президентство — самый большой политический приз и
выиграть его имеют шансы лишь крупнейшие партии. Данное преимущество, которым
обладают большие партии, часто остается за ними и на выборах в законодательный
орган (особенно при одновременном их проведении с президентскими), даже если
они проводятся по правилам пропорционального представительства. При
президентской форме правления обычно формируются кабинеты, составленные
единственно из членов правящей партии. По сути дела, президентские системы
концентрируют исполнительную власть в еще большей степени, чем это происходит
при образовании парламентом однопартийного кабинета, — они сосредоточивают такую власть не просто в руках
одной-единственной партии, но в
руках одного-единственного лица. В
объяснение уже сделанного в прошлом выбора Я ставлю перед собой цель не просто описать [взаимно] альтернативные демократические системы и их мажоритарные или консенсусные характеристики, но и дать некоторые практические рекомендации тем, кто закладывает основы демократического устройства [своих стран]. Каковы главные преимущества и недостатки принципа большинства и принципа пропорционального представительства, а также президентской и парламентской форм? Способ подхода к этому вопросу — исследовать, почему современные демократии в свое время сделали тот конституционный выбор, который они сделали. На рис. 1 показаны все четыре комбинации основных характеристик, а также страны и регионы, где принята та или иная из комбинаций. Наиболее отчетливо выраженные примеры сочетания президентской 424 Раздел 111. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ формы с принципом большинства дают Соединенные Штаты, а также демократии, испытавшие сильное их влияние, —такие, как Филиппины и Пуэрто-Рико. Латиноамериканские страны в подавляющем большинстве избрали системы, сочетающие президентскую форму с пропорциональным представительством. Парламентско-мажоритарные системы существуют в Соединенном Королевстве и многих бывших британских колониях, включая Индию, Малайзию, Ямайку, а также страны так называемого Старого Содружества (Канаду, Австралию и Новую Зеландию). Наконец, системы, сочетающие парламентскую форму правления с пропорциональным представительством, сконцентрированы в [континентальной] Западной Европе. Конечно, вся картина в целом в значительной степени определяется географическими, культурными и колониальными факторами, к чему я в скором времени еще вернусь. Исторические
типы демократии
Среди современных
демократий очень немного найдется таких, которые нельзя подвести подданную
классификацию. Основными исключениями являются демократии, располагающиеся как
раз посредине между чисто президентским и чисто парламентским типами (Франция и
Швейцария), а также такие, где в избирательных системах применяются методики,
отличные от пропорционального представительства или же от принципа большинства
в их чистом виде (Ирландия, Япония и, опять-таки, Франция). [...] |
Реклама: |