!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

По сравнению с идеалом монистической демократии, доминировав­шими со времен классических Афин до Руссо, власть и авторитет орга­низационных субсистем-субправительств, как их иногда называли, зна­чительно менее существенны с демократической точки зрения. Пара­доксально, однако, а может быть, и не столь уж парадоксально,


Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ                                                                   415

 

что в нашем мире теория и практика монизма лучше всего представле­ны в авторитарных режимах. Если наиболее очевидной альтернативой полиархии в современном мире выступает не демократия города-госу­дарства, а авторитарный режим, то с точки зрения перспектив демокра­тии несовершенные системы полиархии и плюрализма начинают вы­глядеть как значительно более привлекательные. Так как если в срав­нении с идеальной монистической демократией субсистемы полиархии и плюрализма часто и выглядят как слишком громоздкие, неприспособ­ленные, то в сравнении с монизмом или ограниченным плюрализмом авторитарных режимов дело обстоит иначе. Авторитарные режимы оказываются ограниченными в своей власти благодаря наличию и легитимности, во-первых, институтов полиархии, а во-вторых, системы соответствующих этим институтам прав.

Таким образом, то, что власть и авторитет организации ограничены, есть по крайней мере одна из причин, объясняющих, почему достаточно мощным организациям позволено обладать той степенью автономии, какой они обладают. Вторая причина заключается в том, что, как мы убедились, эти организации необходимы для демократии значительных масштабов. Кроме того, сегодня уже общепризнаны убеждения ранних легальных плюралистов от Гьерка до Ласки и Коула: относительная автономность необходима для нормальной жизни и подобающего соци­ально-политического порядка, без нее и не может быть самого их су­ществования. Поэтому их наличие столь же обоснованно, морально и практично, сколь обоснованно и наличие самого государства. Далее, сложная система принятия решений по общественным вопросам, в ко­торой они участвуют, часто рассматривается как более предпочтитель­ная в чисто утилитарном смысле, по крайней мере если сравнивать ее с любой другой возникающей альтернативой. Существует, однако, и еще одна, последняя причина любому правительству в условиях полиархии очень сложно покуситься как на автономию многих важных организаций, так и на их авторитетное участие в принятии решений.

Тем не менее я не убежден, что мы уже нашли удовлетворительный путь снятия напряженности между плюрализмом и демократией, кото­рый имеется сегодня в теории и на практике. Аномалия демократичес­кого плюрализма, на которую провидчески указал Ст. Роккан около двадцати лет назад, до сих пор не устранена: подсчитываются голоса из­бирателей, но решают часто все же организационные ресурсы.

Печатается по: Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 37—48.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

416 Раздел 111. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

 

Глава 9

 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВ

Великая ложь нашего времени

1

Что основано на лжи, не может быть право. Учреждение, основан­ное на ложном начале, не может быть иное, как лживое. Вот истина, которая оправдывается горьким опытом веков и поколений.

Одно из самых лживых политических начал есть начало народовлас­тия, та, к сожалению, утвердившаяся со времени Французской револю­ции идея, что всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной. Отсюда истекает теория парламентаризма, которая до сих пор вводит в заблуждение массу так называемой интеллигенциии проникла, к несчастию, в русские безумные головы. Она продолжает еще держаться в умах с упорством узкого фанатизма, хотя ложь ее с каждым днем изобличается все явственнее перед целым миром.

В чем состоит теория парламентаризма? Предполагается, что весь народ в народных собраниях творит себе законы, избирает должност­ные лица, стало быть, изъявляет непосредственно свою волю и приво­дит ее в действие. Это идеальное представление. Прямое осуществле­ние его невозможно: историческое развитие общества приводит к тому, что местные союзы умножаются и усложняются, отдельные племена сливаются в целый народ или группируются в разноязычии под одним государственным знаменем; наконец, разрастается без конца государ­ственная территория, непосредственное народоправление при таких условиях немыслимо. Итак, народ должен переносить свое право властительства на некоторое число выборных людей и облекать их прави­тельственною автономией. Эти выборные люди, в свою очередь, не могут править непосредственно, но принуждены выбирать еще мень­шее число доверенных лиц, министров, коим предоставляется изго­товление и применение законов, раскладка и собирание податей, назна­чение подчиненных должностных лиц, распоряжение военною силой.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz