!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Эти различия в морфологии организационной жизни связаны со вто­рым фактором, усложняющим отношения между плюрализмом и поли­архией. Если плюрализм в системе полиархии необходим, неизбежен и желателен, он может кроме этого оказывать и нежелательные воздей­ствия. Если, например, одни интересы могут быть аккумулированы в организации с их ресурсами, а другие нет, то такой образец будет спо­собствовать поддержанию неравенства среди граждан некоторые из видов этого неравенства могут быть несправедливы. Или примем во внимание то, что так беспокоило Руссо. Ассоциации могут достигать большего, чем просто защиты или артикуляции интересов своих чле­нов. Они способны также заострять и преувеличивать частные аспекты групповых интересов как противостоящие другим, возможно отмечен­ным большей привлекательностью и лояльностью интересам и в этом смысле помогать формированию и укреплению деформированного гражданского сознания. Когда организационный плюрализм ведет к по­добным последствиям, это может исказить существо имеющихся в об­ществе проблем и сконцентрироваться на политическом процессе ско­рее в направлении, обещающем видимые краткосрочные выгоды не­большому меньшинству хорошо организованных граждан, чем в на­правлении, обеспечивающем значимые долгосрочные выгоды для большого числа неорганизованных граждан.

Все это позволяет относительно автономным организациям или в более общей формулировке коалициям организаций концентрировать­ся на тех функциях, которые в сущности являются публичными. Поэ­тому, как бы это ни было неприятно для защитников монистической де­мократии вроде Руссо, следует создавать гарантии против такой кон­центрации. В противном случае это наделяет возможностями, которые могут вызвать беспокойство даже у тех, кто убежден во внутренней вза­имосвязанности организационного плюрализма и крупномасштабной демократии. Одна из таких возможностей связана с тем, что контроль над некоторыми важными общественными делами переносится в орга­низации, которые, реализуя решения практически, выведены из-под контроля демоса и его представителей в парламенте и правительстве. В дальнейшем этот перенос контроля превращается в нечто значитель­но большее, чем обычное делегирование власти демосом в организацию,


412     Раздел III. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИ0НИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

 

Реклама:
Заказ грузчиков СПб и грузчики. Грузчики СПб для такелажных работ.

 

делегирование столь же формальное, как и в том случае, когда ре­шения делегируются парламентом в бюрократический орган управле­ния. Если же на практике демос не в состоянии реализовать адекватный контроль, тогда происходящее по существу перестает быть делегиро­ванием и превращается в отчуждение авторитета.

Подобное действительно может происходить во многих структурах, учитывая хотя бы многочисленные попытки недавних лет понять эмпи­рические и нормативные аспекты того, что называли по-разному: кор­поративизмом, демократическим корпоративизмом, корпоративным плюрализмом и т.д. Около двадцати лет назад С. Роккан1 опубликовал очерк о Норвегии, главная мысль которого может быть суммирована его же собственными словами: «Множественная демократия и корпо­ративный плюрализм: голоса подсчитываются, но решают ресурсы». Кабинет, писал он, «находится на вершине электоральной иерархии, но он лишь один из четырех корпоративных союзов, заключающих между собой соглашение». Тремя другими, которые он имел в виду, были, ко­нечно, труд, бизнес и фермеры. Он продолжал далее: «Кабинет, безус­ловно, должен взять на себя роль посредника между конфликтующими интересами в национальном сообществе. Наконец, в делах внешней по­литики он может лишь изредка, если вообще может, навязывать свою волю на основании обладания одной только электоральной властью, скорее же должен модифицировать свою политику в ходе комплексных консультаций и переговоров с главными заинтересованными организа­циями».

Системы, комбинирующие множественную демократию с корпора­тивным плюрализмом, обладают значительными преимуществами, по-моему, не поддающимися определению; эти системы, кроме того, под­нимают крайне сложные проблемы для демократической теории и функционирования институтов, которые пока также не разрешены. Это утверждение нетрудно обосновать. Корпоративный плюрализм, хотя бы того типа, который Роккан описал на примере Норвегии, существу­ет на прагматическом, утилитарном основании. Однако в той мере, в какой это позволяет контролировать важные и могущие быть отчуж­денными общественные функции, такой корпоративизм склонен к по­пранию демократических принципов. Возможно, что наше понимание демократии должно быть как-то адаптировано к существующей практике,


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz