|
Но если инициатива избирателей, большей частью состоящая лишь в принятии одного из конкурирующих кандидатов, еще более ограничена существованием партий? Партия вопреки классической доктрине (или Эдмунду Бёрку) — это не группа людей, которая намеревается заботиться 386
Раздел 111. МЕХАНИЗМ
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ о благосостоянии народа, «исходя из некоторого принципа, по которому все ее члены пришли к согласию». Такая рационализация соблазнительна и именно поэтому опасна. Конечно, в определенное время все партии формулируют свои принципы или программы; эти принципы и программы характерны для партии, которая принимает их на вооружение как виды товаров, которые продаются в универмаге, характерны для него и важны для его успеха. Но как универмаг нельзя определить через товары, так партию нельзя определить через ее принципы. Партия — это такая группа, члены которой предполагают действовать сообща в конкурентной борьбе за политическую власть. Если бы это было не так, то различные партии не могли бы иметь почти совершенно одинаковые программы. Тем не менее, как всем известно, такое случается. Существование партий и политиков свидетельствует о том, что массы избирателей не способны на какие-либо другие действия, кроме паники. Они регулируют политическую конкуренцию точно так же, как это делают профессиональные ассоциации. Психотехника управления партией, ее рекламная кампания, лозунги и марши — это все не украшения. Это и есть суть политики. Так же как и политический лидер. Печатается по: Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. С. 238—247. Дж. САРТОРИ Пересматривая
теорию демократии [...]
Уже довольно нами сказано о «большинстве»
— во всем множестве вкладываемых в этот термин смыслов. Пора теперь
заняться «меньшинством», и не только множеством смыслов термина, но и переизбыточностью
[реальных] обозначений: политический класс, правящий (господствующий) класс,
элита (элиты), властвующая элита, правящая элита, руководящие меньшинства,
руководство и ряд других. Это обилие наименований никоим образом не означает,
будто термин «меньшинство» обладает (по сравнению с «большинством») тем преимуществом,
что каждому его смысловому значению соответствует одно имя. Наоборот, богатство
наименований лишь добавило путаницу к сумятице. [...] Приступая к наведению порядка, заметим для начала, что все вышеприведенные выражения относятся к той или иной конкретной меньшей Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
РЕЖИМЫ
387 части, а не к «меньшинству» как артефакту демократических процедур
(такому, например, как проигравшая на выборах часть голосующего населения или
меньшая часть парламента). Далее. Когда политический аналитик обращается к
исследованию вертикальной демократии, его интересует не всякое возможное
реальное меньшинство, а лишь такое, из которого складывается та или иная контролирующая группа. Разумеется, религиозные, этнические,
языковые и иные меньшинства играют важную роль в политике, но значимость в
функционировании вертикальной демократии они приобретают лишь в том случае,
если выступают в качестве политической контролирующей группы. Итак, объект
нашего исследования мы можем обрисовать следующим образом: это — мера и характер (modality) политической контролирующей власти, коей обладают группы численностью
менее половины того социума (universe),
в отношении которого такая власть осуществляется. Нет нужды говорить, что
ресурсы политической власти могут быть неполитическими (экономическими или
иными). Необходимо в связи с этим иметь в виду, что контролирующая власть
является политической в том случае, когда ее
ресурсной базой служит политическая инстанция (office), и/или во всех случаях, когда
она действует через каналы политики и влияет на решения тех, кто делает
политику. [...] |
Реклама: |