|
Новая политическая мысль внесла значительные осложнения в простоту греческих определений. Древний мир знал только непосредственную демократию, в которой народ сам правит государством через общее 370
Раздел III. МЕХАНИЗМ
ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ народное собрание. Понятие демократии совпало здесь с
понятием демократической формы, правления,
с понятием непосредственного народоправства. Из новых писателей это греческое
словоупотребление воспроизводит Руссо: и для него демократия есть форма
правления, в которой народ непосредственно не только законодательствует, но и
управляет. Но, с другой стороны, именно Руссо дал
основание теоретическое для того более широкого понимания демократии, которое
утвердилось в XIX и XX столетиях. Поскольку он допускал,
что с верховенством народа совместимы различные формы правительственной власти — и демократическая, и
аристократическая, и монархическая, —
он открыл теоретическую возможность для нового понимания демократии как формы государства, в котором верховная власть
принадлежит народу, а формы правления могут быть разные. Сам Руссо считал демократию возможной только в виде
непосредственного народоуправства, соединяющего законодательство с исполнением.
Те формы государства, в которых народ оставляет за собой только верховную
законодательную власть, а исполнение передает монарху или коллегии немногих, он
признавал законными с точки зрения народного суверенитета, но не называл их
демократическими. При этом он вообще и ни в каких правовых формах не допускал
представительства. В отличие от Руссо позднейшая теория распространила понятие
демократии на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство
в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою
верховную власть, свою «общую волю», чтобы употребить термин Руссо, народ может проявлять как непосредственно, так и
через представителей. В соответствии с этим демократия определяется прежде
всего как форма государства, в которой верховенство принадлежит общей воле
народа. [...] В этом смысле новая теория пришла к гораздо более сложному представлению о демократии, чем то, которое встречается в древности. Но в другом отношении она не только подтвердила, но и закрепила греческое понимание существа демократии. Выдвинув в качестве общего идеала государственного развития идеал правового государства, новая теория рассматривает и демократию как одну из форм правового государства. А так как с идеей правового государства, как она развивается в Новое время, неразрывно соединяется представление не только об основах власти, но и о правах граждан, о правах свободы, то издревле идущее определение демократии как формы свободной жизни связывается здесь органически с самым существом демократии как формы правового государства. Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ
РЕЖИМЫ
371 С этой точки зрения
демократия означает возможно полную свободу личности, свободу ее исканий,
свободу состязания мнений и систем. [...] [...] Немецкий ученый Кельзен нашел для этой системы отношений удачное новое обозначение, назвав ее системой политического релятивизма. Это значит вот что: если система политического абсолютизма представляет неограниченное господство какого-либо одного политического порядка, а иногда и какой-либо одной совокупности верований и воззрений, с принципиальным отрицанием и запрещением всех прочих, то система политического релятивизма не знает в общественной жизни никакого абсолютного порядка и никаких абсолютных верований и воззрений. Все политические мнения и направления для нее относительны, каждое имеет право на внимание и уважение. Релятивизм есть то мировоззрение, которое предполагается демократической идеей. Поэтому она и открывает для каждого убеждения возможность проявлять себя и в свободном состязании с другими убеждениями утверждать свое значение... Демократическая идея требует свободы для всех и без всяких исключений и с теми лишь ограничениями, которые вытекают из условий общения. |
Реклама: |