|
VII.
Хотя исторически ГО зародилось несомненно в
Западной Европе, его нормы и повседневная практика имеют отношение к
консолидации демократии в любом культурно-географическом регионе мира, при условии,
что акторы стремятся к демократии современного и либерального типа, иначе
говоря —
к конституционной, представительной демократии, контролируемой посредством
многопартийных, состязательных выборов, терпимой к социальным/этническим
различиям и уважающей права собственности. 1. Волею ли провидения, а может, благодаря деятельности колонистов-переселенцев из Европы или межнациональной диффузии нормы и практика ГО распространялись за пределы того региона, где они первоначально формировались. По общему признанию, данный процесс шел неравномерно, и заимствованные из Европы образцы накладывались на разнообразные «туземные» традиции. В некоторые неевропейских обществах уже имелись аналогичные институты (вспомним, хотя 292 Раздел I I. ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ бы, гильдейские системы в Китае или Оттоманской империи), однако не ясно, насколько преемники такого рода институтов уместны в современных условиях. 2. Существуют ли другие жизнеспособные модели демократии, в большей степени отражающие культурные нормы и массовые ожидания соответствующих национальных сообществ, — вопрос дискуссионный, хотя лично я отношусь к такого рода предположению довольно скептически. И не только потому, что утверждения о большей «аутентичности» разного рода африканских, азиатских («конфуцианских»), латиноамериканских («иберийских») или, попросту, незападных демократий не раз использовались для маскировки автократической практики, — они, к тому же, редко подкреплялись какими-либо свидетельствами того, что граждане некоего конкретного сообщества и впрямь обладают настолько своеобразными ценностями и политической культурой, что для обеспечения подконтрольности их правителей требуются совершенно особые методы. Печатается по: Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и
консолидации демократии //
Полис. 1996. № 5. С. 16—27. Глава 6 СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В. ПАРЕТО Компендиум
по общей социологии [...] 792. Элиты и их циркуляция Начнем с теоретического определения данного феномена, точит и, насколько это возможно; затем рассмотрим практические ситуации необходимые для анализа в первом приближении. Мы пока не касаемся хорошей или плохой, полезной или вредной, похвальной или достойной порицания природы человеческих характеров; обратим внимание лишь на тот уровень, которым они обладают: низкий, посредственный, высокий, Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
293 или, точнее, на то, какой индекс может быть присвоен каждому человеку в соответствии с вышеобозначенным уровнем его характера. Итак, предположим, что в
каждой сфере человеческой деятельности каждому индивиду присваивается индекс
его способностей, подобно экзаменационным оценкам. Например, самому лучшему
специалисту дается индекс
10, такому, которому не удается получить ни одного клиента, — 1 и, наконец, кретину — 0. Тому, кто сумел нажить миллионы
(неважно, честно или нечестно), — 10,
зарабатывающему тысячи лир — 6,
тому, кто едва не умирает с голода, — 1,
а находящемуся в приюте нищих — 0. Таким образом мы составим класс тех, кто имеет наиболее высокие индексы в своей сфере деятельности, который мы назовем избранным Классом, элитой (elite); подразумеваемся, что граница, отделяющая ее от остального населения, не является и не может являться точной, подобно тому как неточна граница между юностью и зрелым возрастом, то, однако, не означает, что бесполезно рассматривать эти различия. 793. Для исследования, которым мы занимаемся, — исследования социального равновесия — полезно также разделить этот класс на две части; выделим тех, кто прямо или косвенно играет заметную роль в правлении обществом и составляет правящую элиту; остальные образуют неуправляюшую элиту. |
Реклама: |