!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

III. Наличие реально действующей партийной системы (любо­го типа) отнюдь не является, бесспорным свидетельством суще­ствования ГО, ибо политические партии вряд ли способны пол­ностью взять на себя функции организованного посредничества между частными лицами / фирмами и государственной властью.

1. Наличие гражданского общества несомненно окажет благотвор­ное влияние на функционирование жизнеспособной, состязательной партийной системы, но едва ли можно ожидать, что сама эта система в состоянии отразить весь спектр интересов и устремлений ГО, особенно в периоды (нередко долгие) между выборами. Партии попытаются про­никнуть в стержневые институты гражданского общества, т.е. в ассо­циации и движения, и даже подчинить их себе, однако есть основания думать, что ныне они уже в значительной мере утратили былую способ­ность выражать в своих программах, платформах и идеологиях его ин­тересы и устремления.

В прочно укоренившихся западных демократиях природа и роль пар­тий претерпели за прошедшее время существенные изменения, и было бы анахронизмом думать, что партиям нынешних неодемократий пред­стоит повторить все стадии развития своих предшественниц, выполняя при этом все их функции. Даже в политиях, которые долго находились под властью авторитарных режимов и не имели в прошлом гражданско­го общества, граждане проявляют сегодня совсем иные организацион­ные склонности: они менее охотно солидаризуются с узкопартийными символами и идеологией и отстаивают значительно более широкий набор интересов. К тому же новые режимы возникают в международ­ном окружении, буквально напичканном всевозможными моделями эффективной организации коллективных действий. Все это не мешает партиям играть роль главного представителя гражданского общества, но вместе с тем предполагает, Что в лице социальных движений и ассо­циаций интересов они столкнутся с конкурентами, куда более серьез­ными, чем те, которые были у их предшественниц, а нам, соответствен­но, придется пересмотреть свои представления о демократизации.


Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ                                          277

 

2. Современная демократия это сложнейшая сеть институтов с многообразными каналами представительства и центрами властного принятия решений. Ее главнейшая составляющая гражданство (citizenship) — не сводится лишь к периодическому голосованию на выбо­рах. Гражданство может выражаться и во влиянии на подбор кандида­тов, и в участии в ассоциациях или движениях, и в обращении к властям, и в «нешаблонных». («unconventional») акциях протеста и т.д. Точно так же и ответственность властей обеспечивается не только традиционны­ми механизмами территориальных избирательных округов и законода­тельными процедурами. Она может реализовываться и в обход их, не­посредственно фокусируясь через функциональные каналы либо по­средством процессов торга на выборных или назначенных долж­ностных лицах внутри государственного аппарата.

3. По этим причинам современную демократию следует рассматривать не как «режим», а как совокупность «частных (partial) режимов», каждый из которых институционализирован вокруг своего особого участка общества для представления той или иной социальной группы и разрешения свойственных ей конфликтов. В рамках такого рода част­ных режимов и происходит конкуренция и объединение партий, ассо­циаций, движений, территорий и всевозможных клиентел в их борьбе за государственные посты и влияние на политический курс страны. Властные органы, отличающиеся друг от друга по своим функциям и уровням, взаимодействуют с их представителями и имеют законные ос­нования заявлять о своей ответственности перед особыми группами интересов (и устремлений) граждан.

Конечно, конституции в каком-то смысле являются попыткой уста­новить единую всеохватную систему «метаправил» («meta-rules»), которая связала бы эти частные режимы воедино, закрепив за каждым из них особые задачи и принудив их к определенной иерархии взаимоотно­шений, однако подобные формальные документы редко достигают же­лаемого результата в плане упорядочения всех этих отношений и контроля над ними. Хотя созыв конституционного собрания для разработки приемлемого проекта Основного закона и ратификация такого проекта путем парламентского голосования и/или плебисцита, несомненно, есть важный момент в процессе демократической консолидации, боль­шинство частных режимов не получает при этом правового оформления. Ибо как раз по отношению к пограничным ситуациям, когда сталкива­ются разные типы представительства внутри гражданского общества, конституционные нормы особенно расплывчаты и неконкретны. Попы-


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz