!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Прибавление. Семья должна, конечно, заботиться о хлебе для своих членов, однако в гражданском обществе она нечто подчиненное и служит лишь основой: объем ее деятельности уже не столь велик. На­против, гражданское общество представляет собой могучую силу, ко­торая завладевает человеком, требует от него, чтобы он на него рабо­тал, был всем только посредством него и делал все только посредством него. Если человек должен быть таким членом гражданского общества, то он сохраняет в нем те же права и притязания, которые он имел в семье. Гражданское общество должно защищать своего члена, отстаи­вать его права, а индивид в свою очередь обязан соблюдать права граж­данского общества.

§ 239

В этом своем качестве всеобщей семьи гражданское общество обя­зано и имеет право надзирать за воспитанием детей и влиять на него, пресекая произвол и случайные намерения родителей, поскольку оно имеет отношение к способности человека стать членом общества, и


Глава 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ                                           255

 

особенно в тех случаях, когда воспитание совершается не родителями, и другими лицами, поскольку же в этом отношении могут быть при­няты общие меры, общество должно их принять. [...]

§ 240

Общество, обязано и имеет право также устанавливать опеку над теми, кто своей расточительностью уничтожает обеспеченность своего существования и существования своей семьи, и осуществлять вместо них цель общества и их цель. [...]

§ 255

Наряду с семьей корпорация составляет второй существующий в гражданском обществе нравственный корень государства. Первая содержит в себе моменты субъективной особенности и объективной всеобщности в субстанциальном единстве; вторая же объединяет внутренним образом те моменты, которые сначала разъединены в гражданском обществе на в себя рефлектированную особенность потребнос­ти и потребления и на абстрактную правовую всеобщность, объединяет их так, что в этом объединении особенное благо есть как право  и осуществлено.

Примечание. Святость брака и честь в корпорации те два момента, вокруг которых вращается дезорганизация гражданского общества.

Печатается по: Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 227, 228, 231, 233, 258.

М.ВЕБЕР

Основные понятия стратификации

Экономически детерминированная власть и социальный порядок

Закон существует тогда, когда есть вероятность того, что некоторый Порядок будет поддержан определенным штатом людей, которые ис­пользуют физическое или психологическое принуждение с целью добиться лояльности по отношению к данному порядку либо налагают санкции на тех, кто нарушает его. Структура любого легального порядка непосредственно влияет на распределение экономической или какой-либо другой власти в пределах соответствующего сообщества.


256                                                             Раздел II. ОБЩЕСТВО И ВЛАСТЬ

 

Это справедливо для всех типов легального порядка, а не только для государственного. В общем и целом мы понимаем под «властью» воз­можность одного человека или группы людей реализовать свою собст­венную волю в совместном действии даже вопреки сопротивлению дру­гих людей, участвующих в указанном действии.

«Экономически обусловленная» власть, конечно же, не идентична власти как таковой. Напротив, проявление экономической власти может быть всего лишь следствием власти, возникшей из иных ис­точников. Человек может и не стремиться к власти с единственной целью обогатить себя экономически. Власть, включая экономическую власть, может быть оценена «ради нее самой». Очень часто стрем­ление к власти обусловливается также социальными «почестями», которые она влечет за собой. Тем не менее не всякая власть ведет к социальным почестям: типичный американский бизнесмен, как и ти­пичный спекулянт, намеренно избегает социальных почестей. Если говорить достаточно обобщенно, то «лишь экономическая» власть, особенно «явная» денежная власть, никоим образом не выступает об­щепринятой основой социальных почестей. Но и власть как таковая не представляет собой единственную основу социальных почестей. В самом деле, социальные почести, или престиж, сами могут служить базисом политической или экономической власти, и очень часто так и происходит. Власть, как и почести, могут гарантироваться легаль­ным порядком, но чаще всего он является первичным источником по­честей. Легальный порядок это, скорее, дополнительный фактор, который повышает шансы добиться власти или почестей, но он ни­когда не гарантирует их.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz