|
Ст. 14. Русский государственный чин есть звание честное и ответственное, милостивое и строгое. Творящий кривду или растрату разрушает отечество и позорит себя. Российское чиновничество обязует помнить, что оно призвано строить и украшать свою родину. Ст. 15. Солдатом именуется всякий военнослужащий, от рядового до старшего генерала. Русский солдат есть звание высокое и почетное. Он представляет всероссийское народное единство, русскую государственную волю, силу и честь. Армия есть кость от кости народной, кровь от крови его, дух от его духа. Служащий в русской армии — пожизненно или временно — осуществляет почетное право верного за отечество стояния и приобщается национальной славе. Воинское знамя есть священная хоругвь всего российского народа. Военный инвалид — почетное лицо в государстве. Ст. 16. Русский язык есть язык
общегосударственный. Он обязателен в армии, во флоте и во всех государственных
и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в
государственных и общественных установлениях допускается
только наряду с русским языком: оно обязательно во
всех общинах с иноязычным большинством и определяется особыми законами и
указами. Так можно было бы формулировать основные аксиомы всероссийского
государственного порядка и единения.
[...] Печатается по: Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее
России. Статьи 1948—1954
гг.: В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 72—75. Р а з д е л
II ОБЩЕСТВО И
ВЛАСТЬ Глава 4 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ М. ВЕБЕР Политика
как призвание и профессия Государство, равно как и политические союзы, исторически ему предшествующие, есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство. Таким образом, чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует. Когда и почему они так поступают? Какие внутренние основания для оправдания господства и какие внешние средства служат ему опорой? В принципе имеется три вида внутренних оправданий, т.е. оснований, легитимности (начнем с них). Во-первых, это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, — традиционное господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (Gnadengabe)(xa-ризма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политического — избранный князь-военачальник, или избранный всеобщим голосованием выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления (Satzung) и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, т.е. ориентацией на подчинение при выполнении установленных правил, — господство в том виде, в каком его осуществляют 238
Раздел II. ОБЩЕСТВО И МАСТЬ современный «государственный служащий» и все те носители власти,
которые похожи на него в этом отношении. Понятно, что в действительности
подчинение обусловливают чрезвычайно грубые мотивы страха и надежды — страха перед местью магических сил
или властителя, надежды на потустороннее или посюстороннее вознаграждение — и вместе с тем самые разнообразные
интересы. К этому мы сейчас вернемся. Но если пытаться выяснить, на чем
основана «легитимность» такой покорности, тогда, конечно, столкнешься с
указанными тремя ее идеальными типами. А эти представления о легитимности и их
внутреннее обоснование имеют большое значение для структуры господства.
Правда, идеальные типы редко встречаются в действительности. Но сегодня мы не
можем позволить себе детальный анализ крайне запутанных изменений, переходов и
комбинаций этих идеальных типов: это относится к проблемам «общего учения о
государстве». [...] |
Реклама: |