|
222 Раздел I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ и философском понимании принципиальных
несовершенств данного порядка вещей, сколько о .возбуждении к нему отвращения и
ненависти, о накоплении и распространении во всех слоях общества чувств
недовольства, озлобления, страстного желания перемены. Следовательно, хотя
интересы революционной партии и не исключают теоретической, научной борьбы, но они требуют, чтобы борьба практическая,
агитаторская была выдвинута на первый план. Они требуют этого не только ввиду
настоятельной неотложности революции, но также и ввиду других не лишенных
значения соображений. Наша молодежь, наше интеллигентное меньшинство страдает
не столько недостатком ясного понимания несостоятельности общих экономических
принципов, лежащих в основе нашего быта, сколько недостатком сильных
аффективных импульсов, толкающих людей на практическую революционную
деятельность. Следовательно, развитие этих импульсов (что и составляет одну из
главных задач революционной агитации) в высокой степени необходимо в интересах
более усиленного комплектования кадров революционной армии. [...] VII После всего мною сказанного я, как мне кажется, имею некоторое право утверждать, что с точки зрения насущных интересов русской революционной партии задачи ее революционной пропаганды могут быть формулированы следующим образом. 1. По отношению к. образованному большинству, по отношению к привилегированной среде, равно как и по отношению к народу, она должна преследовать главнейшим образом цели агитаторские. Она должна возбуждать в обществе чувство недовольства и озлобления существующим порядком, останавливая его внимание главным образом на тех именно фактах, которые всего более способны вызвать и разжечь это чувство. При выборе этих фактов она должна соображаться не столько с тем, в какой мере в них воплощаются общие принципы данного порядка, сколько с тем, в какой мере они причиняют действительные, осязательные страдания людям той или другой среды. 2. По отношению к. революционной молодежи, к, своей партии она должна преследовать цели по преимуществу организационные. Убеждая ее в настоятельной необходимости непосредственной, практической революционной деятельности, она должна выяснить ей, что главное условие успеха этой деятельности зависит от прочной организации Глава 3. РУССКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX —НАЧАЛА XX в. 223 ее революционных сил, от объединения частных,
единичных попыток в одно общее, дисциплинированное, стройное целое. [...] Печатается по: Ткачев П.Н. Соч.: В 2 т. М., 1976. Т. 2. С. 12—13, 16—19, 23—25,
26, 29, 31, 34—35, 36—39. К.Н. ЛЕОНТЬЕВ Византизм и славянство Г л а в а VII О государственной форме [...] Социальная наука едва родилась, а люди, пренебрегая опытом веков и примерами ими же теперь столь уважаемой природы, не хотят видеть, что между эгалитарно-либеральным поступательным движением и идеей развития нет ничего логически родственного, даже более: эгалитарно-либеральный процесс есть антитеза процессу развития. При последнем внутренняя идея держит крепко общественный материал в своих организующих, деспотических объятиях и ограничивает его разбегающиеся, расторгающие стремления. Прогресс же, борющийся против всякого деспотизма сословий, цехов, монастырей, даже богатства и т.п., есть не что иное, как процесс разложения, процесс того вторичного упрощения целого и смешения составных частей, о котором я говорил выше, процесс сглаживания морфологических очертаний, процесс уничтожения тех особенностей, которые были органически (т.е. деспотически) свойственны общественному телу.[...] Государство есть, с одной стороны, как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь некоему таинственному не зависящему от нас деспотическому повелению внутренней, вложенной в него идеи. С другой стороны, оно есть машина, и сделанная людьми полусознательно, и содержащая людей, как части, как колеса, рычаги, винты, атомы, и наконец, машина, вырабатывающая, Образующая людей. Человек в государстве есть в одно и то же время и механик, и колеса или винт, и продукт общественного организма. |
Реклама: |