|
Свое политическое кредо Бердяев изложил в
главе автобиографии, посвященной вопросам революции и социализма. "Все
политическое устройство этого мира, – писал он, – рассчитано на среднего,
ординарного, массового человека, в котором нет ничего творческого. На этом
основаны государство, объективная мораль, революции и контрреволюции. Вместе с
тем есть божественный луч во всяком освобождении. Революции я считаю
неизбежными. Они фатальны при отсутствии или слабости творческих духовных сил,
способных радикально реформировать и преобразовать общество. Но всякое
государство и всякая революция, всякая организация власти подпадает господству
князя мира сего". В отличие от Вл. Соловьева Бердяев
недвусмысленно высказывал свое глубокое сомнение в возможности существования
"христианского государства" по той причине, что само христианство
лишь "оправдывает и освящает государство" и государственная власть
сама по себе явление порядка "природного, а не благодатного". Кроме
того, всякое государство по природе своей явление также и двусмысленное – оно
имеет положительную миссию ("ненапрасное, провиденциальное" значение)
и вместе с тем эту самую миссию оно "извращает греховной похотью власти и
всякой неправдой" (Философия неравенства. 1923). Социализм и анархизм – как последние соблазны
человечества – в конце концов "доходят до небытия" в силу своей жажды
равенства (социализм), либо в своей жажде свободы (анархизм). Более долговечную
ценность представляют собой в этой связи церковь (она призвана "охранять
образ человека" от демонов природы), государство (оно "защищает образ
человека от звериных стихий" и от "переходящей все пределы злой
воли"), право (оно "охраняет свободу человека от злой воли людей и
всего общества"), закон (он изобличает грех, ставит ему пределы,
"делает возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни"). 8. Политико-правовые взгляды И. А. ИльинаИван Александрович Ильин (1883–1954),
юрист по образованию, приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений
религиозной и правовой философии, истолкованию их в либерально-консервативном
духе. Среди работ этого направления выделяются "Понятие права и силы: опыт
методологического анализа" (1910), "Учение о правосознании"
(1919), "Основные задачи правоведения в России" (1921), "О
сопротивлении злу силою" (1925), "Пути духовного обновления"
(1937), "О монархии и республике" (незавершен), "Наши
задачи" (сборник в 2 т. 1956). После высылки из России в 1922 г. Ильину
довелось участвовать в работе Религиозно-философской академии и Русского
научного института в Берлине (1923–1934). При нацистском режиме его очередной
раз отстранили от преподавания и запретили устные выступления. Он вынужден был
эмигрировать в Швейцарию. Исторический опыт человечества, писал Ильин,
показывает, что авторитет положительного права и создающей его власти покоится
не только на общественном договоре ("на общественном сговоре"), не
только на признанных полномочиях законодателя, не только на "внушительном воздействии
приказа и угрозы", но "прежде всего" на духовной правоте, или,
что то же самое, на "содержательной верности издаваемых повелений и
норм". В отличие от всякой физической силы государственная власть есть
волевая сила. Это означает, что способ ее действия есть по самой своей
внутренней природе генетический, и притом духовный. Физическая сила, понимаемая
в данном случае как способность к вещественно телесному воздействию на
человека, по сути дела, необходима государственной власти, однако она отнюдь не
составляет основного способа действования, присущего государству. Власть есть сила воли, которая измеряется не
только интенсивностью и активностью внутреннего волевого напряжения властителя,
но и авторитетной непреложностью его внешних проявлений. "Назначение
власти в том, чтобы создавать в душах людей настроение определенности,
завершенности, импульсивности и исполнительности. Властвующий должен не только
хотеть и решать, но и других систематически приводить к согласному хотению и
решению..." Властвование похоже на тонкий, художественно складывающийся
процесс общения более могущественной воли с более слабой волей. Этот процесс
создает незримую атмосферу тяготения периферии к центру, многих разрозненных
воль к единой, организованной, ведущей воле. |
Реклама: |