|
Само право
характеризуется Иерингом с разных сторон. Прежде всего – со стороны содержания.
Им являются интересы субъектов социального взаимодействия, но такие интересы,
которые общи всем его участникам; другими словами – интересы общества в целом.
Они и составляют содержание права. При одном непременном условии – их защите,
гарантировании государством. Право есть защищенный государством интерес.
Встречается у Иеринга и несколько иная формулировка того, что образует
содержание права: "Право есть совокупность жизненных условий общества в
широком смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т. е. государственной
властью". Приведенные иеринговские формулировки представляют собой критику
волевой теории права, задававшей тон в немецком правоведении первой половины
XIX в. Взятое со
стороны своей формы, право характеризуется Иерингом в качестве суммы норм,
общеобязательных правил поведения. Тут он не оригинален и не претендует на то,
чтобы быть таковым: "Ходячее определение права гласит: право есть совокупность
действующих в государстве принудительных норм, и такое определение, по-моему,
вполне правильно". Принудительность, сообщаемая государством
общеобязательному правилу поведения (этой форме права), служит для Иеринга
главным, решающим признаком того, что в сущности есть право и что к нему не
относится. Получается, что природа права не присуща изнутри ему самому, а
привносится в него государством: "критерий права заключается в
принуждении". Иеринг не устает повторять тезис об органичности государственного
принуждения праву и благодетельности этого принуждения. Право оказывается
обязанным государству не только своим происхождением, но еще и способом
существования. Иеринг не
проводит сколько-нибудь серьезного теоретического разграничения права и закона.
Сплошь и рядом он считает их явлениями равнопорядковыми, идентичными. Но в
действительности они далеко не таковы. Большинство его суждений (особенно высказанных в "Духе римского
права", "Цели в праве") фактически имеют своим адресатом закон,
а вовсе не право. Это обстоятельство надо тщательно учитывать и при более
конкретном знакомстве со взглядами Иеринга на соотношение государства и права. Отчасти они
нам уже знакомы. Дополним их еще лишь некоторыми. "Государство, –
утверждает Иеринг, – есть организация социального принуждения". Эта
организация не только порождает право, обеспечивает его существование, но и
управляет им. Иеринг характеризует в данном свете право как разумно понятую
политику, проводимую государственной властью. Оно служит ей (политике), как компас
служит капитану корабля. Попечение о праве – важнейшая задача государства.
Право не противостоит последнему, а является всецело зависящим от него
придатком. Это свойство права быть придатком государства Иеринг подчеркивает
очень выразительно: "Право без власти есть пустой звук, лишенный всякой
реальности, ибо только власть, которая проводит в жизнь нормы права, делает
право тем, что оно есть". Сугубо
"государственническое" понимание права Иерингом не совсем привычно
(при таком настрое мысли) совмещается у него с признанием необходимости
создавать простор для экономической деятельности индивидов, обеспечивать их
юридическое равенство, уважать закрепленные за ними политические права. Иеринг
ратует за независимость и несменяемость судей, за их ответственность только
перед законом и т.д. Он – за твердую дисциплину и законность в обществе, за
строгий и стабильный порядок в нем, поскольку считает, что только при этих
предпосылках возможно цивилизованное общественно-политическое устройство,
нормальное правовое общение, справедливость. Мизантропический, по оценке
Иеринга, афоризм "Да восторжествует справедливость, хоть и погибнет
мир!" он заменяет жизнеутверждающим призывом "Да торжествует
справедливость, чтобы процветал мир!". |
Реклама: |