|
В конечном итоге судьба "великого
чиновника" была решена и он был отстранен от службы и отправлен в ссылку. К сожалению, реализация его проектов
растянулась во времени: частично их осуществил его ученик Александр II
(Сперанский читал цесаревичу Александру Николаевичу курс политических наук), а
ограничение верховной власти "на непременном законе" опоздало на сто
лет и было произведено только при Николае II в Манифесте 17 октября 1905 г.
"Об усовершенствовании государственного порядка" и Основных законах
Российской империи в редакции 23 апреля 1906 г., но они, к сожалению, уже не
смогли обеспечить эволюционный путь развития России к новым формам жизни, как
того хотел великий реформатор. 2. Политические программы декабристов"Дней Александровых прекрасное
начало" (А. С. Пушкин) способствовало появлению оппозиционных организаций,
объединившихся в общества: "Орден русских рыцарей" (1815), "Союз
спасения" (1818), "Союз благоденствия" (1818) и, наконец, на
основе распадения последнего, Северное и Южное общества. Их участники
составляли программы, предусматривающие различные варианты изменения российской
абсолютной монархии и ликвидации крепостного права. Павел Иванович Пестель (1793–1826)
родился в Москве в семье крупного чиновника. П. И. Пестель получил домашнее
образование, продолжив его в Германии, а по возвращении в Россию окончил первым
учеником Пажеский корпус. В 1812 г. стал участником Отечественной войны,
проявил недюжинную храбрость и был награжден золотым именным оружием. В 1821 г.
был произведен в чин полковника, и перед ним открылась блестящая военная
карьера. Но П. И. Пестель избрал другой жизненный путь. В целях преобразования
общества и государства он вступает в тайные союзы и впоследствии становится
организатором и главой Южного общества, для которого и создает "Русскую
правду" в качестве теоретической программы дальнейших действий. Результатом деятельности тайных обществ
становится восстание на Сенатской площади Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г.,
после подавления которого П. И. Пестель был осужден "вне разрядов" и
приговорен к смертной казни. В своих социальных взглядах Пестель исходил
из положения о естественном равенстве всех людей и взаимном стремлении к
общественной жизни для удовлетворения потребностей на основе разделения труда.
Он различал общественное и государственное устройство, определяя государство
как приведенное в законный порядок общество. Последнее возникло в силу
природного разделения людей на повинующихся и повелевающих. Правительство имеет
обязанность "распоряжаться общим действием и избирать лучшие средства для
достижения Благоденствия
всем и каждому... народ имеет право требовать от правительства, чтобы оно
непременно стремилось к общему и частному Благоденствию". Государство
существует на равновесии взаимных прав и обязанностей правительства и народа,
если же таковое равновесие утрачивается, то "государство входит в
состояние насильственное и болезненное". Поэтому необходимо создать такие
законы, посредством которого возможно поддержание подобного равновесия.
"Цель Государственного устройства... возможное Благоденствие всех и
каждого", и достигается она только на основе законов. Все законы Пестель делил на три вида:
духовные, естественные и гражданские. Духовные законы известны из Священного
Писания: они "связывают духовный мир с естественным, жизнь бренную с
жизнью вечной". Естественные законы вытекают из требований
природы и нужд естественных, и они "глубоко запечатлены в наших сердцах. Каждый человек им подвластен,
и никак не в силах их низвергнуть". Государственные законы представляют собой
постановления государства, которые ставят себе задачей достижение общественного
Благоденствия, и потому они должны издаваться в полном соответствии с законами
духовными и естественными. Такое соответствие является непременным условием их
действительности. |
Реклама: |