!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Подобная судьба может миновать геополитику только в том слу­чае, если ее представители не будут игнорировать бытийственный, экзистенциальный фактор своего анализа. Геополитика по своей сути и по своему исконному замыслу является экзистенциальной нау­кой, частью экзистенциальной географии, которая рассматривает целостность бытия человеческих общностей с точки зрения лежа­щего в основе этих общностей объединяющего и вдохновляющего смысла, а также того, как этот смысл сказывается в характере вре­мени и пространства их существования.

Мы не можем познавать природу и использовать ее, не применяя к ней наших априорных представлений. Однако, применяя эти пред­ставления, мы неизбежно интерпретируем природу как дух: законо­мерные связи между вещами мы истолковываем как категорические или гипотетические императивы (соответственно динамические или статистические закономерности), более или менее строго «предпи­сывающие» вещам их «поведение».

Дух определяет пространство как на уровне представления, по­скольку содержание представления о пространстве зависит от со­держания духа, так и на физическом уровне, поскольку носители духа физически преобразуют пространство своего существования в соответствии с этим содержанием. Если в пространство, конституи­рованное определенной экзистенциальной идеей, вторгаются носи­тели иной экзистенциальной идеи, они вынуждены считаться с инерцией этого пространства, хранящего в себе чуждые императи­вы. Даже если некий народ заселяет территорию, уже давно остав­ленную его предшественниками, все равно сама почва, хранящая в себе сотни лет жизнедеятельности, будет оказывать незаметное и таинственное влияние на жизнь поселенцев.

Каждая экзистенциальная общность занимает определенный ланд­шафт, определенную географическую среду, не в силу случайнос­тей своего передвижения или игры природных стихий, а в силу того, что та же идея, которая объединила данную общность, заставляет ее создавать специфическое пространство вокруг себя. И это пространство, будучи творением духа, начинает жить своей жизнью, в известной мере определяя не только судьбу своих создателей, но и судьбу тех, кто приходит им на смену. Место жизни отдельных на­родов и цивилизаций продолжает жить и действовать после их гибе­ли; его невидимые центры и границы сохраняют свою силу и для носителей иных идей.

Уже эта, так сказать, археологическая значимость пространств не может быть проигнорирована геополитикой, так что же говорить об актуальных преобразованиях пространства, которые в данном ключе рассматриваются как преобразования самого бытия народов? Ради решения своей главной задачи экзистенциальная география прослеживает размещение и движение экзистенциальных общнос-тей в географической среде, а также специфику преобразования данной среды отдельными экзистенциальными общностями. Для экзистенциально-географического анализа характерны такие поня­тия, как «экзистенциальный центр», «экзистенциальная провинция», «экзистенциальная граница». Ярким примером значимости этих ка­тегорий могут служить отношения России и Запада, послужившие поводом для многих геополитических изысканий.

Запад издавна характеризуется чрезвычайной экзистенциаль­ной экспансивностью. Он распространил сферу своего духа на всю Центральную Европу, последовательно включив в свою ор­биту Чехию, Польшу, Словакию, Словению, Хорватию, Литву и т.д. Эти страны не без сопротивления, порой достаточно упор­ного и кровавого, стали, по сути, экзистенциальными провин­циями Запада, так как если какой-нибудь народ присоединяется к уже сложившейся экзистенциальной общности, причем делает это не вполне добровольно, он должен слушать тех, кто пришел к лежащим в основе этой общности истинам первым, в результа­те оригинального, абсолютно самостоятельного поиска. Поэтому чехи, поляки, хорваты, литовцы и иже с ними должны внимать французам, итальянцам, англичанам, немцам и следовать их иде­ям, вкусам, привычкам, моде как образцу. Та же'участь была пред­назначена Западом и России, примером чему могут служить Псков­ская и Новгородская республики. Однако Россия оказала сопро­тивление куда более мощное, ибо она опиралась на многочис­ленных и грозных союзников из степей Евразии. Россия сохрани­ла свою экзистенциальную самобытность, однако непрерывная экспансия Запада принесла свои плоды в виде широкого движе­ния западничества, постепенно набиравшего силу внутри русской культуры. Культурная победа русского западничества обернулась грандиозными политическими последствиями, проявление кото­рых пришлось на XX век.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz