!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Но значительно более широкий круг источников конфликта со­держится в его социальных факторах и основаниях. Данные детерми­нанты крайне разнообразны и могут быть связаны со спецификой тех или иных сфер политики (внутригосударственной и международной), с характером субъектов (индивидуальных, групповых, массовых), а также с иными аспектами.

Чаще всего выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации. Прежде всего это разнообразные фор­мы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпаде­ние статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, а также недостаток ресурсов и т.д. Таковы, условно говоря, объективные источники противоречий, ко­торые имеют высокие шансы стать политическими конфликтами. Они, к примеру, фиксируют расхождения статусов между правящей элитой и контрэлитой, различными группами интересов, теми или иными государствами, регионами и т.д.

Как правило, внешнюю напряженность такого рода конфликтов удается погасить достаточно легко. Однако искоренить источники кон­фликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в по­литическую игру можно только путем преобразований, либо меняю­щих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих со­циально-экономические (культурные) основания политической деятельности конкурирующих субъектов. Например, ряд ученых пред­лагают сегодня концепции сглаживания противоречий между богаты­ми (Севером) и бедными (Югом) странами на основе утверждения их непреодолимости (теории «островов развития» и «золотого милли­арда», предполагающие способность жить в достатке только населе­ния развитых стран в отличие от иных государств и регионов мира).

Следует учитывать и постоянное видоизменение такого рода ис­точников конфликтов. Например, в современных условиях можно на­блюдать обострение отношений между индустриальными и сырьевы­ми странами, миграционными потоками и процессами урбанизации в развивающихся регионах. В то же время с международной арены ухо­дят «классические» конфликты между национальными государства­ми, уступая место разнообразным региональным, локальным, цивилизационным противоречиям.

Еще одним важным социальным источником политических кон­фликтов являются расхождения людей (их групп и объединений) от­носительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий, а также другие субъективно значимые представления о политических явлениях. Такие конфликты чаще всего возникают в тех странах, в которых сталкиваются качественно раз­личные мнения о путях реформирования государственности, закла­дываются основы нового политического устройства общества, ищут­ся пути выхода из социального кризиса. Например, применительно к системе мировых политических отношений американский ученый Р. Инглхарт указывает, что в настоящее время многие концепции ис­ламского, конфуцианского, буддистского и иных моделей мирового порядка построены не на учете сложившегося и изменяющегося ба­ланса сил в мире, а на апелляции к собственным идеалам и ценнос­тям; по сути дела они призывают к переоценке самых глубоких социокультурных основ современных реалий и философии политики.

В разрешении таких конфликтов найти компромисс порой весьма трудно. Если же, как, к примеру, в современной России, идейные рас­хождения касаются основополагающих ценностей и приоритетов поли­тического развития, то достижения согласия между конфликтующими сторонами (например приверженцами коммунистических и либераль­но-демократических идей) приходится добиваться в течение весьма и весьма длительного времени.

В последние годы ряд западных теоретиков (Дж. Бертон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и др.) выдвинули теорию «человеческих потребностей», в которой утверждается, что конфликты возникают в результате ущем­ления или неадекватного удовлетворения потребностей, выражающих основу человеческой личности. Сторонники этой теории относят к базовым источникам конфликтов разные ценности: О. Надлер – иден­тичность, экономический рост, трансценденцию (внутреннее само­раскрытие); Р. Инглхарт – безопасность, общественное признание, нравственное совершенствование и т.п. Удовлетворение подобных по­требностей и стремлений не может быть предметом купли-продажи, торга с властью, которая должна лишь видоизменять и совершенство­вать политические структуры в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz