!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

В целом политическая социализация представляет собой двуеди­ный процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требо­ваний политической системы, с другой – демонстрирует, как лич­ность избирательно осваивает эти традиции и представления, зак­репляя их в тех или иных формах политического поведения и влия­ния на власть. Таким образом, влияние общества на политические качества личности неизбежно ограничивается внутренними убежде­ниями и верованиями человека. Не случайно X. Г. Гадамер подчерки­вал, что «традиция всегда является точкой пересечения свободы и истории», подразумевая сознательный выбор ее человеком. Так что, благодаря способности человека осознанно как приобретать, так и утрачивать те или иные ориентиры, ценности, нормы, политическая социализация существует как двусторонний процесс усвоения им од­них и отказа от других стандартов и ценностей.

В то же время чуткость человека к внешнему влиянию, его спо­собность воспринимать и усваивать предлагаемые социумом те или иные ценности, стандарты поведения зависят прежде всего от набо­ра политических знаний, умений и навыков человека, и в первую очередь – от его субъективного состояния и выполняемых в полити­ке ролей, поскольку, к примеру, лидер и рядовой избиратель не мо­гут руководствоваться одними и теми же образцами политического поведения. Вместе с тем сам процесс усвоения культурных образцов осуществляется на основе восприятия примеров деятельности, рас­пространенных и типичных образцов мышления и поведения, вклю­чения человека во взаимодействие с определенными институтами, приобщения к авторитетным в обществе ценностям и т.д.

В этом смысле постоянными спутниками человека, в значитель­ной мере предопределяющими его возможности к усвоению и эф­фективность воплощения культурных стандартов, являются агенты социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революции, репрессии властей, голод и т.п.), обладающие способностью карди­нально влиять на систему убеждений и верований человека.

Авторитет и эффективность влияния каждого из этих агентов за­висят от многих причин, но прежде всего – от возраста и внутренне­го состояния человека, интенсивности его включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых им там функций, а также цивилизационных и исторических условий их осуществления. Например, в традиционных обществах более сильным влиянием обла­дает семья и вообще ближайшее окружение человека, а также церковь. В государствах современного типа сильнее проявляется авторитет обра­зовательных и коммуникативных структур, которые шире включают массовый опыт в выработку индивидуальной картины мира политики, в большей степени формируя элементы надличностного видения чело­веком политической жизни. На более поздних этапах «модерна» и рас­ширения влияния постмодернистских тенденций люди острее ощу­щают воздействие «симулятивных моделей» политического участия, т.е. тех норм и ориентации, которые порождают эффект гиперреаль­ного мира (в виде образов, задаваемых рекламой, ТВ, образцами эк­спериментального моделирования мира средствами искусства).

В то же время приоритет воздействия тех или иных агентов соци­ализации, сочетание их друг с другом, характер целенаправленного влияния на человека существенно разнятся в зависимости от того, что оказывает на человека преимущественное влияние – государ­ство или общество.

Государство организует взаимодействие всех агентов в рамках так называемого генерализированного потока социализации, направлен­ного на формирование лояльности правящему режиму, на усвоение людьми ценностей господствующей политической культуры и идео­логии, поддержание доминирующих стандартов политической игры. В целом такое воздействие неминуемо связано с распространением конформистских настроений, с поощрением политической пассив­ности, консервативных убеждений.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz