!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Поэтому вполне естественно, что мысль специалистов по территориальному управлению и особенно географов долгое время была направлена на то, чтобы в максимально возможной степени совместить функциональные границы городских узловых районов (границы де-факто) с границами административных единиц (де-юре). Выдающийся шведский географ Т. Хагерстранд предложил приблизить административные границы к рубежам пространства деятельности людей, а точнее — пространственно-временных циклов, из которых складывается их жизнь. На этих идеях была основана американская концепция стандартного метрополитенского статистического ареала (СМСА), ограничивающего зону, в которой не менее 15% самодеятельного населения работает в центральном городе. На них ориентировалась реформа АТД в Великобритании, предпринятая в 1974 г. —

441

Раздел П. Политическая география

одна из самых радикальных в Европе. Наконец, на нее во многом опиралась теория административного районирования в СССР и многих других бывших социалистических странах.

Однако сразу выявились трудности применения этого подхода: невозможность постоянного приспособления административных границ к реальный социальным рубежам, трудности в выборе критериев их определения. Действительно, если взять критерий СМСА, ] 5% самодеятельного населения — это очень небольшая его часть, и к тому же оно составляет только 40—60% всех жителей. Пространственно-временные циклы, связанные с ежедневными поездками на работу, — важная часть деятельности населения, но далеко не единственная. Иными словами, жизненное пространство большинства НО-селения агломерации много уже границ СМСА

Если придерживаться административного деле-

ния, то можно взять за основу его границ два вида деятельности населения — например, трудовую и потребление товаров и услуг — но каких? Безусловно, можно выбрать некие более или менее естественные лимиты, связанные с различными потребностями человека — например, трудовые поездки обычно сходят на нет за пределами изохроны двухчасовой доступности; продукты питания, предметы первой необходимости приобретаются невдалеке от дома, школы также не могут быть расположены слишком далеко от места жительства и т.д. Но каким потребностям отдать приоритет — не вполне ясно.

Другой подход к определению административных границ — выделение примерно одинаковых и «оптимальных» по численности населения территориальных ячеек, но его применение наталкивается на ту же проблему поиска критериев.

В большинстве европейских стран в основном сохраняется АТД, сложившееся в результате волны реформ АТД, прошедших по всей Европе в 1970-х — начале 1980-х годов. Некоторые обусловившие их факторы актуальны и сегодня.

4.4. Реформы АТД: географические предпосылки и последствия

Главными направлениями реформ 1970-х — начала 1980-х годов были:

• приближение АТД к границам функциональных городских районов;

442

4, География административно-территориального деления...

• укрупнение территориальньгх ячеек— низовых административных единиц;

* укрупнение единиц основного деления {первого порядка) — создание административных регионов.

Укрупнение низовых ячеек. Радикальное решение проблемы — ликвидация мелких старых коммун и создание на их месте новых территориальных коллективов. В результате изменений АТД число коммун сократилось в Финляндии с 600 до 327, ФРГ — с 24,5 тыс. до 8,5 тыс., Бельгии — с 2500 до 596, Дании — примерно с 1400 до 275. Но во многих странах слияние коммун весьма ограничено. Во Франции, например, где принят ряд законов, стимулирующих слияние мелких коммун, с 1955 по г. оно затронуло всего 864 коммуны и привело к исчезновению 462 коммун. После 1971 г. слияние коснулось еще около 2 тыс. коммун, но все же их доля не превысила и 10% общего их числа [Драго, 1982]. И поныне в стране насчитывается около 36 тыс. коммун.

В Великобритании в ходе почти 20-летних дебатов британские географы предлагали положить в основу сети АТД крупный город с его полем тяготения—городской район, для чего потребовалось бы перекроить все старые административные границы. Однако в принятом проекте за основу взяты старые границы, хотя число территориальных ячеек сокращено примерно на треть. Одна из главных особенностей действующего деления — образование метрополи-тенских графств на территории 6 крупных агломераций. Эта реформа считается одной из наиболее радикальных и стала возможной лишь благодаря дуалистической системе управления, принятой в Великобритании. Укрупнение низовых административных единиц отражало и озабоченность правительства тем, что в самых мелких из них всегда больше шансов быть избранными имели радикалы и некоторые местные советы превратились, как тогда выражались, в «маленькие Москвы» {^little Moscows»).


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz