!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

После воссоединения Германии в конце 1990 г. и воссоздания земель на территории бывшей ГДР ее АТД было преобразовано по западногерманскому образцу. Однако в последние месяцы своей деятельности парламент ГДР успел принять закон о местных референдумах как форме прямой демократии. Соответствующие законы были затем приняты во всех землях как Восточной, так и Западной Германии. На референдум могут быть вынесены любые вопросы местного самоуправления, кроме вопросов финансов и бюджета. Парламент бывшей ГДР выступил также за прямые выборы мэров. По ее примеру мэры ныне избираются непосредственно населением во всех землях, а в некоторых землях избираются также и администраций. Более того, в восточногерманских и некоторых других землях избиратели теперь имеют право отозвать мэра путем референдума. Так, в восточногерманской земле Бранденбург после 1993 г. 10% мэров были смещены таким образом со своих постов.

421

Раздел II. Политическая география

4,2. Территория и местное самоуправление

ПЛОДОМ многовековой эволюции системы АТД в промышлейно развитых странах стала, во-первых, его сложность и многоступенчатость. В большинстве стран существует трех-, а в некоторых — четырех- и пятиступенчатая иерархия ячеек АТД (табл. 24). Например, Франция подразделяется на регионы, департаменты, округа, кантоны и коммуны, Италия — на области, провинции и коммуны, Нидерланды — на провинции, округа, коммуны Сложность системы АТД заключается и в том, что на некоторых уровнях органы самоуправления отсутствуют, а действуют лишь администрации, назначаемые центральными или вышестоящими властями. Как говорят юристы, такие единицы АТД не являются территориальными

Таблица 24

Структура административно-территориального деления и распределение его элементов по людности в некоторых странах Западной Европы

Страна

ПлошалДі, тыс. кв. км

Уровни АТД

Распределение коммун по числу жителей, %

Франция

549

26 регионов,

95 департаментов,

3 заморские территории,

около 36,5 тыс. коммун

Менее 0,5 тыс. - 61,0; 0,5-1,0 тыс. - 18,0;

1-5 тыс. - 16,7; 5-10 тыс. - 2,2;

10-50 ТЫС, - 1,8; более 50 тыс, — 0,3

Италия

301

20 областей 105 провинций

Менее 1 тыс. - 22,0; 1-10тыс.-62,0;

   

около 8 тыс. коммун

10-50 тыс. - 8,0;

   

более 50 тыс. - 8,0

Велико-

255

Англия, Уэльс,

Метрополитенские

британия

 

Шотландия, Северная Ирландия;

57 графств; 481 округ, в т.ч. 36 метрополитен-ских и 333 неметрополи-тенских

округа:

100-200 тыс.-22,0; 200-500 тыс.- 69,5; более 500 тыс.- 8,5. Неметрополитенские

округа:

менее 40 тыс.- 3,7; 40-100 тыс.-62,6; 100-200тыс. -31,0; более 200 — 2,7

422

4. География административно-территориального деления.,

организации межкоммунального сотрудничества Амстердам

границы провинций

границы 62 регионов

границы муниципалитетов

Рис. 16. Современное административно-территориальное деление Нидерландов.

423

Раздел И. Политическая география

федеративных государствах нередко только часть территориальных единиц одного и того же уровня признается территориальными коллективами, а другие ~ нет. Система территориальных коллективов по-разному строится в разных субъектах федерации. Так, Аляска делится в отличие от остальных штатов США не на графства, а на округа. Только примерно в трети штатов континентальной части США (преимущественно на северо-востоке) графства подразделяются на тауны и тауншипы. В ФРГ в землях Саар и Шлезвиг-Гольштейн округов нет, а в землях Гамбург и Бремен органы управления наделены функциями, принадлежащими обычно коммунам.

В распоряжение органов местного самоуправления поступают крупные суммы. Во Франции в 1998 г. их бюджет составил 58,1% государственного бюджета, или 9,2% ВВП страны (государственный бюджет — 20,0%). Прямые и косвенные поступления органов местного самоуправления составили 6,3% ВВП. Большая часть этих средств в 1998 г. была израсходована низшими территориальными коллективами — коммунами (59,3%). На долю департаментов приходится 30,6%; на долю районов — всего 10,1%, хотя доля коммун в 1990-х годах несколько сократилась, а департаментов и районов — выросла. Если же вычесть военные расходы, то вес местного самоуправления во французском обществе будет еще выше — более 2/3 госбюджета. Общее число занятых в органах местного самоуправления и на контролируемых ими предприятиях и учреждениях — около 1200 тыс. человек, или 52% общего числа рабочих и служащих общественного сектора.


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz