!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

• прежде всего, регулирование землепользова-(или устройство территории);

• планирование в области градостроительства; •образование;

• обеспечение населения коммунальны ми услуга— учреждениями здравоохранения, системой водоснабжения,

канализацией, местным транспортом, кладбищами, дорогами и др.;

•контрольные функции — санитарные, в области дорожного движения, ветеринарии, пожарной и экологической безопасности и др.

417

Раздел II. Политическая география

Горизонтальная система первоначально сформировалась во Франции под влиянием Великой Французской революции и последовавших за ней реформ Наполеона. До этого времени Франция делилась на довольно крупные исторические провинции, некоторые из которых постоянно служили оплотом для политических деятелей, пытавшихся оспорить власть короля. Новое государственное устройство было средством ослабить контрреволюционные местные элиты и крупных землевладельцев. В то же время якобинцы, исповедовавшие принцип «единой и неделимой республики», стремились укрепить центральную власть.

В декабре г. страна была поделена на 80 департаментов, в свою очередь, делившихся на кантоны. Однако унаследованные от средневековья границы примерно 43 тыс. городов и приходов были оставлены в неизменности. Независимо от их размеров и населения, все они получили статус коммун, что отражало уравнительный дух революции. Во всех коммунах были созданы советы, которые избирались частью мужского населения, чьи доходы превышали определенный ценз.

Муниципальный совет избирал мэра, наделенного, согласно принципу разделения властей, исполнительными функциями и единолично возглавлявшего администрацию коммуны. Было установлено различие между собственно муниципальными компетенциями и полномочиями, делегированными на места центральными властями и осуществляемыми мэром как их представителем. Первоначально эти функции включали регистрацию актов гражданского состояния и охрану общественного порядка (полицию).

Наполеон резко усилил централизацию власти, начатую в годы революции, и превратил департаменты в подразделения государственной администрации на местах под руководством назначаемого центром префекта. Советники и мэры в коммунах также назначались сверху. Он окончательно ликвидировал феодальные привилегии и ввел новую систему сбора налогов, резко сократившую возможности коррупции, положив начало современным принципам организации профессиональной местной администрации.

Еще в XIX в. централизм французского государства был существенно смягчен. Уже при Июльской монархии была восстановлена выборность советников мужским населением, затем отменены имущественные цензы. При Наполеоне советы коммун вновь стали выбирать мэров, были учреждены выборные посты глав

418

4. География административно-территориального деления...

партаментов, коммуны получили более широкую самостоятельность. Таким образом, местные администрации стали представительными органами, хотя и под строгим контролем центра.

Главными чертами французской системы долгое время оставалось осуществление административных функций территориальными подразделениями государственной администрации — под руководством префекта в департаментах или чисто техническими государственными службами, входившими в систему центральных министерств (например, мостов и шоссе).

В обязанности префектов входил надзор за законодательной, финансовой и иной деятельностью местных представительных органов.

Особую роль и престиж приобрел во Франции пост мэра. Многие руководители городов и коммун происходят из старых семей местной элиты, располагают широкими связями и переизбираются на свою должность иногда на протяжении десятилетий, что позволяет говорить о «муниципальных монархиях». К тому же для Франции до недавнего времени было характерно так называемое аккумулирование мандатов: мэры коммун могут избираться в вышестоящие представительные органы, вплоть до Национальной Ассамблеи (парламента), занимать посты в правительстве. Многие политические деятели рассматривали руководимые ими коммуны как свои вотчины, политический контроль над которыми позволял им вновь и вновь выдвигать свои кандидатуры в парламент и на высокие государственные посты. Так, бывший премьер-министр Ж. Шабан-Дельмас более 45 лет подряд являлся мэром Бордо — одного из крупнейших городов Франции. Ж. Руайе, бессменный депутат, бывший министр в ряде правительств, с большим отрывом побеждал на всех выборах мэра г.Тура с 1959 до середины 1990-х годов и т.д. В 1988 г. половина депутатов Национальной Ассамблеи были одновременно и мэрами коммун. Лишь с 1985 г. стало можно претендовать только на два мандата (один — на местном уровне и один — на общенациональном).


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz