|
Предыдущая Следующая
В целом система границ эволюционирует от единственных рубежных линий — к множеству, от линий — к зонам, от физических границ — к культурным, от непроницаемых барьеров — к линиям взаимодействия.
Таким образом, вдоль границы создается особый тип пространства, характеризуемый разной интенсивностью взаимодействия между соседними странами, в том числе интенсивностью трансграничных потоков.
Пограничное пространство может быть определено как социально-географическая зона вдоль границы или вокруг пункта в глубине территории страны, в пределах которой наблюдаются пограничные процессы и явления. Эти процессы и явления связаны с интересами соседних стран и взаимодействием между их экономическими, культурными, правовыми и политическими системами (см.: Кудияров, 1996).
364
2. Границы, государственное строительство,...
Пограничное пространство, или зона, характеризуется протяженностью (длиной), шириной (глубиной) и насыщенностью (плотностью).
Из этого определения следует, что чем дальше от границы и чем сильнее барьерная функция границы, тем, как правило, меньше интенсивность пограничных процессов и явлений — насыщенность пограничного пространства. Понятно также, что глубина пограничного пространства неодинакова. Поскольку оно формируется в результате взаимодействия экономического, культурного и других пространств соседних стран и носит, следовательно, интегральный характер, его рубежи представляют собой результирующую между границами зон взаимодействия «частных» пространств. Иными словами, границы экономических взаимодействий не совпадают с границами культурных контактов и т.д.
Активизация контактных функций границ привела к появлению четырех их основных типов (табл. 18).
В мире доминируют полупроницаемые границы. Границы соединяющего типа сформировались пока только в Северной Америке и Западной Европе, где, по-видимому, скоро возникнут и интеграционные границы. Границы между странами СНГ быстро эволюционировали от соединяющего типа к полупроницаемому. В СНГ имелась и еще в принципе сохраняется возможность обойти этапы развития границ и приграничных районов, пройденные развитыми странами, но нерешенность задач государственного строительства, неотъемлемый элемент которого — создание системы границ, часто вступает в противоречие с интеграционными тенденциями, вследствие чего барьерные функции усиливаются.
Парадоксальным образом регионом мира с самыми молодыми границами еще до распада Чехословакии, Югославии и СССР был Старый Свет: «Европа — это машина по деланию границ», — писал Фуше [Гоиспег, 1991]. Если посмотреть на карту, отображающую все государственные границы, существовавшие в Европе, например, с XVI в., то весь запад материка кажется покрытым сплошной паутиной линий. Заключительный Акт Хельсинкского Совещания по безопасности и сотрудничеству, торжественно подписанный руководителями всех европейских государств, а также США и Канады в 1975 г., вовсе не зафиксировал нерушимых, «вечных» границ, как тогда предполагалось. Последствия многочисленных Перекроек европейской политической карты, происходивших волнами — после Первой и Второй мировых войн, после 1989 г.,
365
»8
|
|
|
|
Внутренняя политика
|
|
|
|
|
по отношению
|
|
|
|
|
к приграничным
|
|
|
|
|
пайонам
|
Идеологическое
|
Закрытость, интенсив-
|
Практическое отсутствие
|
Ощущение коренным
|
Особое внимание
|
и политическое Праги
|
ные военные приго-
|
каких-либо обменов, зас-
|
населенней своей особо-
|
«центра» в связи с во-
|
востояние, кациона
|
товления, высокая
|
той в хозяйстве н его под-
|
сти, прочное сохранение
|
енными приготовле-
|
лиги как государствен
|
концентрация войск,
|
чинение военным целям.
|
в его памяти конфлик-
|
ниями в целях пре-
|
ная политика, иэоля
|
пограничные инциден-
|
отток коренного населения
|
тов прошлого, чувства
|
дотвращения сепара-
|
ционизм, территори
|
ты и конфликты
|
|
нестабильности, часто —
|
тизма и ирредентиз-
|
альные споры и пре
|
|
|
широкое распростране-
|
ш, поддержания
|
тензии
|
|
|
ние ирредентистских и/или сепаратистских настроений; значительные различия между коренным населением и мигрантами, прибывающими в целях поддержания особого режима
|
особого режима
|
Урегулирование
|
Сохранение повышен-
|
Ограниченные взаимодей-
|
То же; начало формиро-
|
Господство центра-
|
на государственном
|
ной милитаризованно-
|
ствия генерируются в ос-
|
вания «интернациона-
|
лизма и/или отсут-
|
уровне территориаль-
|
сти и особого режима,
|
новном на межгосудар-
|
листской» культуры сре-
|
ствие специальной
|
ных конфликтов, на-
|
частичная и асиммет-
|
ственном уровне
|
ди слоев, извлекающих
|
политики; реализа-
|
личие договорной базы
|
ричная проницаемость
|
выгоду из приграничных
|
ция отдельных проек-
|
отношений, попытки
|
границы, регулируе-
|
|
контактов'. Нередко вы-
|
тов, связанных, как
|
реализовать объектив-
|
мая системой ограни-
|
|
двигаются требования к
|
правило, с освоени-
|
ные обшне интересы,
|
чений
|
|
«центру* признать ко-
|
ем природных ресур-
|
связанные с соседст-
|
|
|
ренное население этно-
|
сов
|
вом, наряду с сохране-
|
|
|
культурным меньшин-
|
|
нием груза прошлого ь
|
|
ством н предоставить
|
|
|
|
|
специальные права
|
|
отягчающего двусто-
|
Реализация об шея
|
Экономическая взаимозави-
|
Доминирование «интер-
|
Специальная политика
|
ронние отношения
|
концепции националь-
|
симость, асимметричная в
|
националистской» куль-
|
на уровне государств.
|
Стабильные и много-
|
ной безопасности к
|
случае значительных разли-
|
туры; укрепление среди
|
а также на основе дву-
|
образные союзничес-
|
военной политики; от-
|
чия в уровне развития меж-
|
ее носителей способное^
|
сторонних соглашений
|
кие отношения, совме-
|
крытая граница с регу-
|
ду странами; массовые по-
|
ти бесконфликтно суще-
|
и в рамках междуна-
|
стное участие в ряде
|
лированием лишь пе-
|
токи товаров, капиталов, людей, в том числе фрон-
|
ствовать в нескольких
|
родных организаций
|
региональных к между-
|
риодически возникаю-
|
«культурных мирах» —
|
|
народных организа-
|
щих дисбалансов в от-
|
тальеров, развитие эконо-
|
национально-государ-
|
|
ций, формирование и
|
дельных сферах (им-
|
мических контактов, гене-
|
ственной и своей этни-
|
|
реализация долговре-
|
миграции и др.)
|
рируемых не только «цент-
|
ческой культуры, иност-
|
|
менных общих интере-
|
|
рами» соседних стран, но и
|
ранных культур и специ-
|
|
сов
|
|
в самих приграничных районах и другими их регионами, формирование трансграничных пространственных систем {агломераций, производственного кооперирования н т.п.)
|
фической культуры приграничного региона
|
|
МнОГОЛеТНЯ!)
|
Обшая глобально-ре-
|
Усиление экономической
|
Усиление «ннтернацко- Специальная политика
|
реализация процесса
|
гиональная стратегиян
|
взаимозависимости, завер-
|
нацистской» культуры и стимулирования юн
|
интеграции во всех
|
военная политика;
|
шение формирования еди-
|
дуализм между ее носи-
|
контакта между культу-
|
сферах общественной
|
формирование едино-
|
ного экономического про-
|
телями и остальной час-
|
рами к инноваций;
|
жизни, передача
|
го политического, во-
|
странства
|
тью населения; преодо-
|
формирование специ-
|
большей части
|
енного пространства с
|
|
ление национально-
|
альных органов регули-
|
компетенций государ-
|
отсутствием каких-
|
|
культурных предубежде-
|
рования, а затем и
|
ства на международ-
|
либо пограничных ог-
|
|
ний и стереотипов, се-
|
управления трансгра-
|
ный уровень
|
раничений
|
|
паратизма и ирредентнз-ма среди всех слоев населения
|
ничными районами и делегирование ям части полномочий; формирование собственной налоговой базы и бюджета
|
Раздел II. Политическая география Предыдущая Следующая
|