!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Каждый толк мусульманско-правовой доктрины (юриспруденции), отличаясь от других своим подходом к «корням фик-ха», сформулировал собственную систему конкретных норм. Такое разнообразие опиралось на сложившееся в мусульман-ско-правовой теории убеждение, что фикх немыслим без идж-

138

Глава 8. Арабский Восток

тихада и по сути является его синонимом. В подтверждение такого вывода приводились слова Пророка: «Если при рассмотрении дела, по которому в Коране и сунне нет точного правила, судья вынес решение на основе иджтихада и оказался прав, то он должен быть вознагражден вдвойне, а если судил по иджти-хаду и ошибся, то ему причитается вознаграждение в однократном размере». При этом, согласно преобладающему среди мусульманских правоведов мнению, по одному и тому же вопросу муджтахиды могут придерживаться несовпадающих взглядов, которые в равной степени имеют право на существование. Такой подход получил законченное выражение в максиме: «Каждый муджтахид прав».

Рамки предоставленной муджтахидам свободы усмотрения зависели от уровня освоения ими шариата. Правоведами высшей категории, наделенными правом на «абсолютный иджти-хад», признавались, например, основатели школ фикха. Мудж-тахиды среднего звена могли самостоятельно формулировать нормы на основе системы источников и методологии, признанных определенным толком. Наконец, муджтахидам низшего уровня (факихам, муфтиям) оставался лишь выбор между позициями различных школ фикха либо мнениями приверженцев одного толка по конкретному вопросу.

В период, названный исламской традицией «эпохой кодификации и имамов» вв.), бурное развитие иджтихада способствовало оформлению основных толков фикха. Наступление на рубеже X—XI вв. «эпохи таклида» (традиции) было отмечено тем, что суннитская мусульманско-правовая мысль пришла к выводу о «закрытии врат иджтихада». Но такая позиция означала прекращение лишь «абсолютного иджтихада» и невозможность образования новых школ фикха, но не препятствовала дальнейшему развитию мусульманско-правовой доктрины в рамках уже сложившихся к тому времени толков.

В течение первых веков «эпохи таклида» в целом завершилось формирование школ мусульманско-правовой доктрины. Термин «фикх», который первоначально использовался для обозначения этой доктрины, стал применяться и в отношении сформулированных ею норм. Такая трансформация получила отражение в классическом определении фикха, данном выдающимся арабским ученым Ибн Халдуном (1332—1406), который писал: «Фикх есть знание предписанных Аллахом норм, оценивающих поступки людей как обязательные, осуждаемые, одоб-

Реклама:
рочи

1. Формирование и развитие мусульманско-правовой мысли 139

ряемые, запрещенные или дозволенные; эти нормы берутся из Корана, сунны или иных установленных законодателем источников, необходимых для их познания; если эти нормы извлечены из указанных источников, то они также называются фик-хом».

На протяжении столетий развитие мусульманско-правовой мысли определялось двумя основными факторами. Прежде всего, разработка новых конкретных норм в рамках отдельных школ фикха стимулировалась потребностями практики, необходимостью поиска ответов на вопросы, которые постоянно возникали в жизни мусульманского общества. В результате в рамках каждой школы фикха были созданы десятки авторитетных трудов, представлявших собой систематизацию конкретных норм, которые в дальнейшем комментировались и обрабатывались новыми поколениями факихов. Причем в соответствии с теорией иджтихада вновь сформулированные решения не отменяли ранее разработанные правила, а включались наряду с ними в фикх в качестве его новой ступени.

Такое содержание доктрины, включавшей несколько исторических слоев, прямо отражалось на праве, которое с самого начала формировалось как право той или иной школы фикха. Имея в виду это обстоятельство, крупнейший западный исследователь шариата Дж. Шахт отмечал: «Мусульманское право представляет собой замечательный пример «права юристов». Оно было создано и развивалось независимыми учеными. Правовая наука, а не государство играла роль законодателя, а дидактические трактаты имели силу закона».


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz