!Добро пожаловать!


Политология, как она есть.

S e l e c t i o n s   p a g e
 
Предыдущая Следующая

Проведение всех необходимых для установления «нового строя» мероприятий поручается Временному Верховному прав-

560

Глава 17. Россия в XIX в.

лению во главе с диктатором. Такое временное правление учреждается сроком на десять—пятнадцать лет. Пестель полагал, что установление конституционного режима станет возможным только тогда, когда нынешние порядки не только прекратят свое существование, но и воспоминание о них изгладится из народной памяти.

Временное правление должно было опубликовать «Русскую правду» в качестве наказа для деятельности революционного правительства, которому надлежит соединить в своих руках «все отрасли власти» в целях предотвращения внутренних раздоров, а затем принять меры к ликвидации царской фамилии и объявить об отмене крепостного права, после чего приступить к дележу земли и подготовке страны к введению республиканского правления на основе конституции.

Проект организации и деятельности Временного правления во многом напоминает известную схему М. Робеспьера, представленную последним Конвенту в знаменитой речи «О принципах революционного правления» (1793). Как и у Робеспьера, в проекте Пестеля речь идет об установлении на длительный срок революционной диктатуры, практически не связанной в своих действиях законами.

Со своими проектами конституции выступил глава Северного общества Никита Михайлович Муравьев (1795—1843). Он родился в Петербурге, в семье, принадлежащей к крупной землевладельческой аристократии. Домашнее образование он получил под руководством отца, который был воспитателем царевичей Александра и Константина и попечителем Московского университета. Учился в университете на математическом факультете, не окончив который ушел добровольцем в действующую армию в 1812 г.

Политико-социальные взгляды Н. М. Муравьева сложились под влиянием французских просветительских и политических учений, а также трудов греко-римских мыслителей и русских писателей и историков. Муравьев увлекался отечественной историей. Особенно серьезное влияние оказал на него исторический труд Н. М. Карамзина, хотя в их политических позициях обнаружились серьезные разногласия. Анализу политических взглядов Карамзина Муравьев посвятил специальное исследование.

В г. по возвращении из Парижа в Москву Муравьев

становится членом нескольких оппозиционных организаций:

3. Декабристы

Реклама:
срочная печать

561

масонской ложи «Трех добродетелей», «Союза спасения», «Союза благоденствия», а затем и главой Северного общества. Арестован он в декабре 1825 г., осужден по первому разряду и приговорен к каторжным работам на двадцатилетний срок. Умер в 1843 г. и похоронен в селе Урик Иркутской губернии.

Свою политическую и социальную программу Муравьев изложил в трех проектах конституции, последний из которых, называемый тюремным, написан уже в тюрьме по требованию следственных властей и является в некоторых вопросах более радикальным. В этом проекте Муравьев подробно остановился на проблемах судоустройства и судопроизводства. Свою Конституцию он здесь называет Уставом.

Муравьев хорошо знал конституции американских штатов, Декларацию и конституции революционной Франции.

Муравьев был глубоко религиозным человеком, и в его учении доводы естественно-правовой доктрины переплетаются с положениями новозаветного учения. С позиций школы естественного права и теории договори ого происхождения государства он осуждал абсолютную монархию, считая такую форму правления противоестественной. Самодержавие несовместимо со здравым смыслом, ибо всякое повиновение, основанное на страхе, не достойно ни разумного правителя, ни разумных исполнителей. «Опыт всех народов доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и общества; что она не согласна ни с правилами святой веры нашей, ни с началами здравого разсудка», ибо невозможно согласиться с тем, «чтобы все права находились на одной стороне, а все обязанности на другой». В настоящее время «все народы европейские достигают законов и свобод. Более всех их народ русский заслуживает и то и другое». «Русский народ — свободный и независимый — не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства. Источник власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для себя». Каждый народ образует свое государство по договору, но при этом он сохраняет свой суверенитет и не утрачивает естественные права. «Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, как полагал а в том, чтобы иметь зако-


Предыдущая Следующая
Добро Пожаловать!

Разделы сайта:

Главная страница
Геополитика
Введение в геополитику
Теория Политики
Выборы
 
Реклама:
Hosted by uCoz